Такой нерадостный пейзаж

аватар: kharkovremont

502.jpgНу вот, граждане, кризис по-хозяйски шагает по стране. Его поступь впечатляет: там стройку заморозили, там газетку закрыли, а там производство сократили. Лучше всего иллюстрируют его шаги информационные щиты обменников. Однако эксперты утверждают, что доллар в следующем году ожидает падение. Как там Кибальчиш призывал: «Нам бы день простоять…»
Находясь в непрерывном броуновском движении, политическая жизнедеятельность остается малопродуктивной. Можно, конечно, вспомнить о рокировке в НУ-НС: вместо Кириленко ферзем стал Ющенко, нарушив, как толкуют его оппоненты, сто третью статью Конституции. Да ладно, один раз не считается. Или вот — Кролика снова хотят назначить в лесу главным. А что — хорошая кандидатура, влиятельная… Только вот вопрос: зачем снимали? Продолжаются активные разговоры вокруг возможной коалиции «бютовцев» и «регионалов». Но в целом наши политические стратеги дальше макетных баталий не подвинулись.
Начался ежегодный предновогодний газовый марафон. Россия непременно хочет получить от Украины денежки, иначе — сами знаете что. А тут еще наш гарант немного попенял российского, что не приехал по случаю Голодомора. На что тот снова заговорил о праздничных газовых расценках. Ну сказано же в святом писании: по заслугам и газ воздам.

Президент премьер-министру:
— Страну можно вывести из кризиса двумя путями: прилетят марсиане и нам помогут или все сделаем сами.
Премьер-министр:
— Нет, второй вариант совершенно нереальный.

Анастасия Даугуле, журналист
Складывается стойкое ощущение, что мировой экономический кризис начали умело использовать как глобальное прикрытие всего на свете. Национальный банк по указу сверху пинает гривню, играя с курсом и разводя руками: «Кризис, граждане». Коммерческие банки тихо съели бюджетные «подъемные» и кредитные миллиарды МВФ: «Кризис, гос­пода». Бабушка на базаре подняла расценки на семечки: «Кризис, милок». Политики публично братаются с ранее непримиримыми врагами: «Только во имя выхода из кризиса, коллеги». Начальники увольняют тех, от кого давно хотели избавиться, но мешали приличия и Трудовой Кодекс: «Неизбежные кризисные сокращения, товарищи». Кризис стал универсальной ширмой, которой в течение ближайшего будущего можно интеллигентненько задрапировать любое деяние. И, может, в этом его — кризиса — высокая просветительская миссия: просветить, кто чего стоит и каков есть на самом деле. Кризис — это в чем-то глобальный обман друг друга: сотни миллионов людей в мире хотели быть счастливыми уже сегодня и покупали дома, квартиры, машины, технику в кредит под несуществующие еще деньги, банки выпускали под эти воздушные замки ценные бумаги, из них формировались фондовые рынки, от них зависела стоимость предприятий, бюджеты государств. А потом оказалось, что король голый. А виртуальность прощают только Интернету. Кризис перепроизводства надежд… Будем обманывать друг друга дальше — упраздним деньги ввиду полной ненадежности и непредсказуемости и вернемся к натуральному обмену? Интересно, на что тогда можно будет выменять свежий номер «Пятницы»?

Андрей Войцеховский, директор медиаобъединения «Трибуна+ТВ»
Общегосударственный уровень. Лично у меня остались отрицательные впечатления по поводу «празднования» Голодомора. По-другому это не назовешь, потому что затрачено колоссальное количество денег. Миллиарды гривень ушли на установку памятников и тому подобное. Я бы не так резко высказывался, если бы мои родственники не пострадали бы во время Голодомора. Моя мать с голоду пухла. Поэтому я могу воспринимать это не как западенец, который знает об этих событиях понаслышке, а как житель той территории, по которой прошелся голод. Все празднование проходило с оттенком некрофилии. Я понимаю, что была трагедия, но нельзя все это подавать с такой помпой. Тем более нести подобные затраты во время кризиса — неправильно. Того и гляди начнется новый голодомор.
Следующий пункт — международный. Мне очень не понравилось, что возобновляется конфликт между Россией и Украиной. Виновником ее оказался президент, за которого я в свое время голосовал. Ну зачем было дразнить Медведева, обвинять его, что он не приехал на чествование памяти жертв Голодомора? Теперь Россия пытается влепить нам большую цену на газ. Пострадают прежде всего простые люди. Дипломатичнее надо, гос­пода!
Харьковский уровень показал, как надо жить. Я бы сказал так: «Хохлы, учитесь у евреев». Фельдман и Добкин все-таки договорились. Разделили сферы влияния. Сейчас тишь и благодать. Когда же наши политики — хохлы, москали, кто угодно — начнут думать и договариваться? Когда они поймут, что есть задачи, которое надо решать сообща? А если их не решить, то пострадают обе стороны.
Вот еще один негатив. Его вызвал новый закон, ужесточивший правила вождения автомобиля. Этот закон принят наспех, он не доработан и не согласован ни с другими законами, ни с Конституцией.
Из спортивных событий понравился выигрыш «Металлиста». Очень хорошо сыграл и «Шахтер».

Владимир Чистилин, журналист
Меня, как журналиста и гражданина, очень тревожит тот факт, что в газетах, на радио, на телевидении происходят увольнения сотрудников, закрывается ряд интересных проектов. Если уменьшается количество полос «Зеркала недели», сокращает штат своих ведущих журналистов канал «1+1», на грани сворачивания популярные интернет-сайты, то о харьковских СМИ вообще говорить не приходится.
Руководители масс-медиа рассказывают, что с начала следующего года их ожидает массовая оптимизация. Она ощутима уже сегодня. Я знаю по собственной информации: это происходит на «7 канале», на «Симоне», на «Р1». Под вопросом жизнедеятельность целого ряда газет. Понятно, что есть объективные причины, — скажем, в два раза подорожала бумага. Но речь идет не только о потере рабочих мест, хотя и это важно, потому что перепрофилироваться журналисту гораздо труднее, чем тому же рабочему. А по сути, под предлогом экономического кризиса сворачивается едва ли не главное достижение «оранжевой революции» — свобода слова. И это очень серь­езный момент. Честно говоря, харьковские СМИ и так не блещут остротой и объективностью подачи материала. Под угрозой сокращения будет еще больше срабатывать внутренняя цензура. Лично я боюсь, что через год, к президентским выборам, как центральные, так и региональные СМИ подойдут абсолютно выхолощенными и деморализованными. Это настораживает, потому что при правовом нигилизме, при отсутствии дееспособной судебной системы, перманентной инфляции, необъяснимыми колебаниями доллара, непонятными перспективами бюджетников, простому человеку вообще будет не до отстаивания своих прав — в акциях массового протеста, например. Все это может в конечном счете вылиться в авторитаризм. Кстати, на минувшей неделе на эту тему было несколько интересных фильмов, которые демонстрировались в Харькове в рамках фестиваля документального кино «Права человека». К сожалению, фестиваль прошел как обычно, практически никем не замеченный. Вот и приходится в очередной раз констатировать, что из важных событий недели, самым ярким является победа харьковского «Металлиста».

Светлана Рябова, журналист

Продолжением минувших дней стали обещания правительства о стабилизации экономики и ситуации страны в целом. Ударивший по стране кризис, кажется, еще больше отдалил чиновников, занимающих высокие посты, от украинцев. Создается впечатление, что мы живем в разных мирах. Грустно наблюдать за политиками, — даже в такой непростой момент для Украины они пытаются использовать ситуацию для своих амбициозных целей. И если еще несколько месяцев назад народные избранники обещали улучшить жизнь своих избирателей, то сегодня своему электорату им сказать уже нечего, кроме как списать все грехи на своих предшественников и оппонентов. Я не хотела бы сеять панику и говорить, что наступила экономическая катастрофа. Безусловно, сейчас ситуация сложная, но все же далеко не критическая. Думаю, показательным для страны будет начало 2009 года, — на это время придется наиболее трудный период. Для того чтобы пережить этот момент с минимальными потерями, нужен ряд целенаправленных и слаженных действий. Сейчас время объединять усилия, а не разбиваться на противоположные лагеря. Однако пока никаких действенных мер я не заметила и не ощутила. Радует хотя бы то, что замерли на время разговоры о перевыборах. Хотя, конечно, нашим политикам ничего не стоит вернуться к этой теме. Впрочем, и стране тогда будет совсем не сложно сделать бросок во времени и вернуться в начало 90-х, с их безработицей, длинными очередями, рекордным уровнем преступности.

Юрий Хомайко, журналист
На прошлой неделе завкафедрой режиссуры нашей Академии культуры, Сергей Гордеев пригласил меня в Дом актера на свой творческий вечер под названием «Я утверждаю: жизнь прекрасна!». Не правда ли, в наше время, когда отовсюду только и слышишь: «Кризис, кризис, кризис», такое утверждение звучит весьма вызывающе? Вызов, мне кажется, не только оправдан, но и полезен для общества с терапевтической точки зрения. Потому что Гордеев — человек, состоявшийся как театральный деятель, как педагог, как ученый. Отметив свое шестидесятилетие, он продолжает увлеченно заниматься тем, чем занимался больше половины прожитой жизни: учит молодых людей театральной режиссуре, готовит специалистов массовых праздников и сам эти праздники ставит. У востребованного человека, доказавшего свой профессионализм, нет сейчас оснований ни для апатии, ни для тревоги. Даже если допустить, что кризис может негативно повлиять на его материальное положение, то он все равно не станет брюзжать и жаловаться на жизнь. Потому что человек, если у него есть любимое дело, а не просто служба ради денег, всегда этим делом живет, а не просто выживает в ожидании какой-то манны небесной, которую ему, может быть, ниспошлет — конечно, не Господь Бог, а кто-нибудь с самого верха власти. Причем, власти, которую такой брюзга постоянно ругает и, тем не менее, на нее уповает. Когда я говорю о полезности позиции Гордеева с терапевтической точки зрения, то имею в виду пример, подаваемый им студентам, а также обществу в целом, где явно заметен дефицит оптимизма. А он, в чем я глубоко уверен, только усугубляет кризис, затягивает и осложняет выход из него.
Двумя днями позже мне довелось быть в филармонии на концерте ансамбля народной музыки и оркестра народных инструментов Харьковского муз­училища. Руководитель этих коллективов, Валерий Городовенко тоже большую часть жизни прожил, занимаясь тем, что для него и есть жизнь — музыкой и музыкальным воспитанием талантливых детей. Он не заявлял громогласно, что жизнь прекрасна, но по настроению я ощутил, что именно так он и считает.
Мне могут сказать, что приводить в пример людей искусства, к тому же успешных — не совсем корректно по отношению к обычным труженикам учреждений и предприятий. Однако, возражу я, суть дела не столько в профессии, сколько в том, что для человека является смыслом существования, что дает ему жизненные силы. Относитесь к самой жизни как к творчеству, и вы будете менее зависимы от внешних факторов
Полосу подготовил Сергей ВАСИЛЬЕВ