Время читать Оруэлла
«…Новояз должен был не только обеспечить знаковыми средствами мировоззрение и мыслительную деятельность приверженцев ангсоца, но и сделать невозможными иные течения мысли… Предполагалось, что когда новояз утвердится навеки, а старояз будет забыт, неортодоксальная мысль, которую можно выразить в словах, станет немыслимой. Это достигалось изобретением новых слов и исключением слов нежелательных…»
«Изобретение новых слов и исключение слов нежелательных», — процессы, о которых писал в своей антиутопии «1984» Дж. Оруэлл, характерны, как писал сам Оруэлл, для обществ либо уже тоталитарных, либо дрейфующих в сторону стадного коллективизма — вырождающихся обществ. Удивительно, как Оруэлл, не бывавший в СССР и других странах соцлагеря», смог заметить (или просто угадать) языковые трансформации, свойственные этим государствам. В том же «1984» он указывает на такие изобретения, как «подустать», «отоварить», «беспреступность», «недовыполнить» (писатель обошел вниманием еще более удивительное для англичанина — «перевыполнить»), «зарыбление», «недодать» и т. п. Эти, казалось бы, сами по себе вполне привычные слова, а также обороты типа «наращивание ускорения темпов развития» (написано задолго до Горбачева с его «перестройкой»!) свидетельствуют, как полагал автор, о деградации общества. Кстати, именно при самом бездеятельном и болтливом генсеке (еще одно слово!) буйным цветом расцвели все эти «подработать», «поддежурить», «с огоньком», «глубинки», «задумки», «ускорения» и т. п.
Поросенок Пятачок хотел перейти через дорогу. С тех пор появилось выражение «развернуться на пятачке».
Судя по современному украинскому «словообразованию» в сфере политики и права (от сакраментального «акцепта» президента до «абсолютно прекрасного правительства» премьера), процесс одурачивания самих себя и окружающих в самом разгаре. Кстати, об «абсолютно прекрасном» правительстве. Дж. Оруэлл заметил, среди прочих, и эту особенность новояза. «У прилагательных, — пишет он, — появились ДВЕ сравнительные степени: «лучше» «более лучше»…» У нас — не просто «хорошее» правительство и даже не «прекрасное», а, следуя терминологии антиутописта (вторая превосходная степень) — «АБСОЛЮТНО прекрасное».
Когда харьковчанин, обороняясь от двух неизвестных на территории своего домовладения, застрелил одного из них (см. прошлый номер «Пятницы»), милиция заявила, что милиционеры совершали (внимание!) «плановый подомовой обход». Это — «абсолютно чистый» Оруэлл! Что это за институт — «Плановый Подомовой Обход», в каком нормативном акте он записан? Не из той ли он конюшни, что и лошадка по имени «Отработка Территории» (украинская калька — «Відробіток Території»!) и прочие военизированные «операции» в мирное время?
Власть, особенно в судебно-правоохранительной сфере, оправдывая свои действия, имеет тенденцию ссылаться на несуществующие или самовольно сочиненные юридические положения. Процесс этот неслучайный. Украинская власть, «СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ» (тоже новояз) понимают «свой маневр» как выуживание максимального КПД из своих полномочий. Это называется использовать «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС». (Оруэлл обязательно обратил бы внимание и на этот новейший эвфемизм: в нормальной речи «ресурс» используется во множественном числе, а «отличительной чертой грамматики новояза является ее регулярность. Всякого рода особенности в образовании множественного числа существительных, по возможности, устраняются…»).
То, что мы живем уже сегодня в кафкианской (или оруэлловской) реальности, когда правоохранителя от бандита отличить становится все проблематичней, когда взятки из судейских кабинетов выносят МЕШКАМИ, когда слово «оборотни» стало самостоятельным (ну, это как «киллер» заменил банального «убийцу»), демонстрирует и язык СМИ.
«…АВТОРИТЕТНЫЙ прокурор, хозяин области, найден застреленным», — читаем в одной газете. Надо полагать этот оксюморон («авторитетный прокурор-хозяин»!) означает, что прокуроры у нас классифицируются — как братва на зоне — по степени их «авторитетности». То, что по отношению к прокурору слово «авторитет» совершенно неуместно, мы уже не замечаем.
В другом месте узнаем, что «прокурор ПРЕДПОЧИТАЛ зеленые «Ауди». Не то чтобы имел, а именно «предпочитал», и именно «зеленые». Во множественном числе. Как на прокурорскую (судейскую) зарплату можно «предпочитать» «Ауди», «Ролекс», ездить на сафари в Африку, иметь миллионные счета, — все это остается за рамками зомбированного сознания.
Или возьмем популярное ныне слово «РЕЙДЕРСТВО». Почему участники дележа «финансовых потоков» можно сказать, с упоением взялись за это словцо? Т. н. «рейдерство» ВСЕГДА содержит в себе элементы «обычных» преступлений, совершаемых (такова специфика) нотариусами, судьями, милицией и рядовыми «бойцами». Вместо того чтобы просто и законно обеспечивать этих «рейдеров» казенной пищей и жилищем, изобретается новый «состав преступления». Пока его («состава») нет — нет и виновных… Неистощима фантазия жуликов у власти.
Интересно, какие смысловые превращения (=извращения) претерпит слово «кризис»? Надо будет заглянуть в Оруэлла
Вячеслав МАНУКЯН, магистр права, для «Пятницы»
- Харьковские новости
- 1700 просмотров