300 лет нам было надо!

аватар: kharkovremont

Тут буде памятник в честь перемоги над шведами 1709г.

Правда, выяснилось, что деньги на это мероприятие в бюджете не предусмотрены. Но праздник не отменили — его проведут за средства авторов идеи. Потому что событие того стоит.

Правда, выяснилось, что деньги на это мероприятие в бюджете не предусмотрены. Но праздник не отменили — его проведут за средства авторов идеи. Потому что событие того стоит.

Итак, в 2009 году исполнится 300 лет со дня Полтавского сражения, имеющего для России такое же значение, как и Чудская битва, Куликовская, Бородино. Уже ясно, что официальная Украина не будет восхвалять победу российского оружия, несмотря на то, что в Полтавской битве активное участие приняли слободские казачьи полки, нам милее нынешний национальный герой Украины гетман Мазепа, изменивший Петру I и желавший существования Украины под властью польской короны. 

Мало кто знает, что возможно союз Мазепы и шведского короля Карла XII был бы более действенным, если бы не серия неудач Карла на пути в Москву в октябре 1708 г. Король был вынужден отступить в Украину из-за угрозы голода для своего войска. Реквизиция продовольствия и фуража вызывали отпор украинского населения. Народ смотрел на шведов как на оккупантов, они не крестили лба, не ходили в церковь, ели мясо в постные дни, вдобавок говорили на непонятном языке. В книге «Вторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г.» приводится любопытное свидетельство шведского полковника Н. Юлленшерны. О периоде с 19 по 25 сентября 1708 г. он пишет: «…наступил самый злосчастный и тяжкий поход на свете, — мы должны были пробиться сквозь дебри, которые протянулись на 18 миль и через которые раньше не проходил ни один отряд, не то что армия… Лес кишел казаками, так что если кто-то сбивался с пути, он тут же был убит или взят в плен. Мы не осмеливались отправить по сторонам небольшие отряды для сбора провизии. Люди и лошади издыхали в таких количествах, что тем, кто шёл позади, не требовалось показывать путь, ибо дороги были завалены трупами». После ужесточения продовольственных реквизиций, начались партизанские вылазки, подкрепленные царской щедростью: за шведского генерала давали 2000 рублей, за полковника — 1000 и т. д. до рядового, за которого давали 3 рубля.

Враждебность местного населения, естественно, шведам не понравилась. Против украинских казаков и крестьян начались карательные акции. В упомянутой книге приводится свидетельство шведского полковника барона Карла Магнуса Поссе, которому поведал подполковник Томас Функ о своей карательной акции против жителей маленького городка Терны. «…Когда он вошёл в город, — рассказывает Поссе, — все казаки и селяне ушли на церковное подворье, так что всё оно и церковь оказалось забито людьми. Это подворье окружалось валом, а в некоторых местах, где тот не был в порядке, стоял палисад. Затем он приказал драгунам в стороне спешиться и атаковать это подворье, но дважды был отбит, причём женщины с косами и топорами стояли по валу и били ими наших людей. Наконец на третий раз он прорвался, и драгуны стали рубить всех, кто попадался под руку — 1600 человек, в числе которых были как селяне, так и казаки, не считая женщин и детей. Вслед за тем они укрылись в церкви, которая набилась битком, и не хотели открывать дверей. Тогда он приказал поджечь церковь, а также и город и спалил всё, что там было».

Та же страшная участь постигла следующие города и посёлки: Алешня (перебито и сожжено более 400 человек), Смелое, Веприк, Колонтаев, Краснокутск, Коломак, Рублёвка, Городня, Мурафа, Хухра, Лутище, Котельва часть из которых — это уже нынешняя Харьковская область. Каким ветром занесло сюда шведов?

В конце января 1709 года шведская армия во главе с королём Карлом XII начала свой поход на Слободскую Украину. В начале февраля король, узнав о том, что недалеко от Краснокутска сосредоточились 10 русских драгунских полков под командованием генерал-лейтенанта Ренне, решил нанести русским удар и со значительными силами конницы и пехоты пошёл на Краснокутск.

Бой состоялся около села Городнее 9 февраля 1709 года где располагался корпус российских войск под командованием генерала Рена. Калмыки, рыская по пятам Карла, дали знать Рену о движении шведского войска на Краснокутск. Тем не менее Карл застал не совсем готовых два полка драгунов у Краснокутска, так что те едва спаслись поспешным удалением к Городному. Село находилось на возвышенном холме и было окружено с восточной и северной сторон частыми лесами, с западной р. Мерло, а с южной, от Краснокутска, земляным высоким валом и глубоким рвом, которые тянулись от реки до леса на 640 м. Вал высотой 6,5 м, а ров шириной до 8,5 м. На левой стороне вала стояло три батареи шведов, каждая длиной до 17, шириной до 10,5, и высотой до 4,5 м, они обращены закрытой стороной к Городному. Напротив этих батарей к северу, чрез долину, русские батареи, в полуверсте от шведских. У Карла было 500 человек конницы, 8 польских хоругвей, один казачий полк и значительное число пехоты. Карл был настолько уверен в себе, что увидев русских готовыми принять бой, приказал отойти части своего войска на флангах русского корпуса, чтобы когда разобьет он их, никто из русских не спасся. Однако бой сложился совсем не так, как мечтал шведский король. С самого начала боя под селом Городнее победа начала склоняться на сторону русских. На правом берегу речки Городеньки шведы попали в засаду, были разбиты и прогнаны до Красного Кута. На левом берегу речки русские драгуны, сделав залп из ружей, ударили в штыки и разорвали линию шведских войск. Под Карлом XII был убит конь, погибли шестеро драбантов, которые охраняли короля, а сам он едва успел спрятаться в сельской мельнице, оказавшейся поблизости. Тут Карл XII, за которым в Европе закрепилась слава непобедимого полководца, дрожа за свою жизнь, досидел до темноты, которая спасла его от верного плена.

Следом за отступающим врагом Ренне отправил две партии драгун. Одна из них, численностью до 1000 человек, нагнала шведский драгунский полк, «который следовал с великим числом пограбленного скота и провианта и прочего». Состоялась жестокая стычка, в которой шведы были разбиты наголову. Они оставили на поле боя 260 человек. Всё награбленное шведами было у них отбито. 

В следующие три дня — с 11 по 13 февраля — было взято в плен 139 шведов. В борьбе с интервентами активное участи принимали местные жители. Так, за один только день 12 февраля они взяли в плен 29 шведских солдат и офицеров. Во время недолгого пребывания на территории Слободской Украины захватчики ощутили жгучую ненависть со стороны местного населения. И это было одной из важнейших причин скорого отступления шведской армии. Попытка Карла XII выйти на линию Харьков—Белгород потерпела крах. Разбитый под Городной Карл XII излил месть свою над Краснокутском и его окрестностями, когда возвращался к Опошне. Среди прочего были сожжены храмы Краснокутска и Петропавловский монастырь. Следом за Краснокутском был сожжен Коломак. По письму А.Д. Меньшикова неприятели платили за свои неудачи делами разбойническими. «Неприятель, место Красный Кут, Коломак и другие попаля, пошел назад к Опошне и вышепомянутых месть жителей мужеска и женска пола в снег и в воду побросал и иныя многия злы чинил». 

Да, именно так, ковалась победа под Полтавой. Методами общенародной войны били шведов наши предки почти пол года — вплоть до 27 июня 1709-го, когда на Полтавском поле им было нанесено решающее поражение. 

В честь победы русского войска и слободских казаков над шведами, возле села Городнее, был установлен памятник, который решением Харьковского облисполкома от 1972 года признан памятником истории. Даже паспорт памятнику присвоили, номер записали. В начале 80-х, при строительстве автомобильной дороги этот памятник сохранить не удалось. Похоже, до сих пор стремлений достойно увековечить память победы над шведским войском у с. Городнее не было. И если бы не сегодняшние противостояния различных политических сил и не провокационные попытки возвеличить одних — приуменьшив других, мы может бы и не выискивали подробности в истории тех далеких событий. Но именно благодаря этим поискам и находится правда истории, что и есть большая ценность для Харьковщины.

Иван ШАПОВАЛОВ, Андрей ПАРАМОНОВ, для «Пятницы»

К 300-летию Полтавской битвы Национальный банк Украины выпустил юбилейную серебряную монету номиналом 30 гривень с изображением гетмана Мазепы.