Не верь глазам своим

аватар: kharkovremont

5 февраля 1924 года в Харькове закрылся… сезон чудес.
Официально. По приговору суда, вынесенному после трехдневного публичного разбирательства. Жители города получили четкий и недвусмысленный «мессидж»: смотреть можно на все.
Пока что. Но с комментариями по поводу увиденного лучше не спешить.

К разного рода загадочным явлениям местные власти насторожено относились и ранее. По крайней мере, с 1921 года, когда сподобились получить серьезную выволочку от главного московского безбожника Емельяна Ярославского. Шутка ли: в столице Советской Украины, семимильными шагами двигавшейся в светлое коммунистическое завтра, народ несколько дней кряду усиленно искал Богородицу.

По слухам, она явилась в образе простой обывательницы, которая во время стирки белья была преображена Богом в столб. Столб этот, что любопытно, со страшной силой отбрасывал от себя не только коммунистов, пытавшихся приблизиться к нему, но и священников. Так ли это было на самом деле, вряд ли когда-либо удастся установить. Зато факт всеобщего ажиотажа, вызванного нерядовым событием, сомнению не подлежит — зафиксирован «Известиями ЦК КП(б)У» (№ 7-8, 1921 г.).

Жарким августовским днем 1923 года ажиотаж повторился: обновился один из двух крестов Воскресенской церкви. Или же, говоря словами газеты «Пролетарий» (03. 02. 1924 г.), «опередил в блеске своего более бедного собрата».

Народ, собравшийся поглазеть на такое диво, начал обмениваться мнениями о произошедшем. Самым весомым — потянуло на два года отсидки — оказалось суждение гражданина Пугачева. «Строй тюрьмы хоть на триста верст, а этого — шапкой не закроешь!» — заявил торжествующим тоном недавний монах. И оказался прав: никто даже не пытался закрывать крест. Проще было «закрыть» самого Пугачева. Находившиеся в толпе милиционеры сразу же поволокли «агитатора» в отделение.

Вскоре к смутьяну присоединились еще двое — почтовый чиновник Корж и разносчик газет Лохвицкий. Их вина была не менее тяжкой: «Сами пялили глаза на «обновленный» крест и бабам советовали».

Четвертого фигуранта резонансного дела — валютчика Фармазова, милиция выловила аж на Благбазе. В недобрый для себя час сей гражданин решил поведать о мистическом событии коллегам по работе. Поверили не все. Более того, некоторые стали его высмеивать. Дискуссия закончилась предсказуемо — мордобоем. Однако же, ее инициатору, равно как и его подельникам, решили вменить в вину не банальное хулиганство — контрреволюционную агитацию. Судебное разбирательство, открывшееся в Основянском районном клубе, по части увлекательности вполне могло дать фору иным спектаклям.

Следует отдать должное постановщикам антирелигиозного шоу: они допустили лишь одно отклонение от сценария. Правда, существенное — пришлось вчистую оправдать гражданина Лохвицкого. Выяснилось, что он отнюдь не «разжигал страсти». Как раз наоборот — пытался их приглушить, предлагая народу естественнонаучное объяснение случившегося. Так почему же арестовали? А слишком уж громко предлагал! Да и недосуг было милиционерам вникать в содержание его речей.

К несчастью гражданина Фармазова, ему попались более внимательные слушатели. Да еще и с хорошей памятью. На суде они процитировали слова, произнесенные валютчиком в ответ на насмешки собеседников: «Эх, посмеялись бы вы при Николае! Жидов после такого дела всех бы перерезали. Варфоломеевскую ночь бы им устроили».

Неудачная апелляция к истории Франции стоила Фармазову трех лет тюремного заключения. Ее посчитали «распространением слухов с контрреволюционными намерениями».

Интереснее получилось с гражданином Коржом. Его тоже признали виновным «в распространении слухов о кресте». Однако «контрреволюционных целей» не обнаружили. Почтовый чиновник должен был благословлять тот час, когда записался в кружок по изучению марксизма. Членство в нем суд посчитал смягчающим вину обстоятельством. «Бесцельные» рассуждения о кресте потянули на два месяца принудительных работ.

И только материалы харьковских журналистов, освещавших процесс, не тянули ни на что. Даже на сколь-нибудь вразумительное объяснение случившегося. В двух статьях — от 3-го и 6-го февраля, «Пролетарий» вдоволь поизгалялся над фигурантами дела. Поерничал, покривлялся. Попинал духовенство за былое прислужничество «царям-убийцам». Пренебрежительно высказался по поводу «промысла Божьего». И лишь о выяснении изначальной причины происшествия упомянул скороговоркой: «Пришлось снаряжать комиссию с участием представителей духовенства». Но о выводах комиссии — ни слова.

Из статьи от 6-го февраля читатели смогли узнать, что «эксперт инженер Протопопов прочел целую лекцию суду о покрасках и золочении». Однако объяснил ли он данный конкретный случай, так и осталось непонятным. Зато газета взяла на себя смелость заявить: «В изменении цвета креста, если и было таковое — ничего неестественного не было».

Все просто. Так почему тогда следствие тянулось полгода? И главное: в статье от 3-го февраля крест еще блестел. А уже 6-го журналист почему-то в этом засомневался. Вот где истинное чудо! Куда там августовскому обновлению! Одно радует: нет необходимости привлекать экспертов для его объяснения. Без них понятно: верь в то, на что укажет начальство. И будет тебе счастье. Во всяком случае, на этом свете.

Эдуард Зуб, для «Пятницы»
Фото: Храм Воскресения Господня. Взорван 15 февраля 1934 года.

Самые честные люди живут в Украине! Не было еще случая, чтобы они подложили кому-нибудь свинью…