Полтавский поворот
Не победа, а поражение.
Не праздник, а траур.
Не враг, а союзник.
Юрист Станислав Николенко предлагает по-новому взглянуть на известные исторические события и отказаться от празднования громкого юбилея.
Николенко Станислав Анатольевич, 48 лет, родился в Харькове.
По образованию юрист. 25 лет отдал службе в органах внутренних дел. Преподавал тактику, историю Украину и уголовное право в Национальном университете внутренних дел. Женат. Отец двоих детей.
Увлекается военной историей. Автор книги «Гром победы раздавайся? Или иронический взгляд на российскую военную историю».
ВИКТОР ФОМЕНКО: Станислав Анатольевич! Есть решение областного совета отметить 300 лет битвы под селом Городнее. Ваша позиция?
СТАНИСЛАВ НИКОЛЕНКО: Нетактично праздновать дни победы в столь далеких битвах. Во всем мире отмечают дни сражений, а если говорят о победе, то значит война еще не закончилась: кто-то еще в окопах, кто-то пытается воевать. Война — это гуманитарная катастрофа, гибнут тысячи людей и поэтому праздновать сегодня победу кого-то над кем-то 300 лет назад не совсем корректно. Это не столько выпад в адрес шведов, сколько вызов украинскому обществу. Харьковский областной совет бросил камень в ту его часть, которая считает, что у украинского государства должно быть мнение, независимое от России.
В.Ф.: Ну а все-таки, была победа русского войска и слободских казаков над шведами?
С.Н.: Историки говорят о том, что все эти события закончились безрезультатно. Карл хотел выяснить отношения с Петром в сражении, а Петр, по сути, бегал от него. И поход Карла на Украину носил вынужденный характер, — это был выбор русского царя. Были ряд боев, которые начались 9 февраля и продолжалось еще несколько дней. Авторы статьи в газете «Пятница» «Триста лет нам было надо…» Иван Шаповалов и Андрей Парамонов предлагают отпраздновать 9-го числа. А российский историк Сергей Цветков прямо утверждает, что результатом боя у Краснокутска была победа Карла XII. И приводит аргументы: «Именно 12 числа Карл XII совершил один из самых своих выдающихся подвигов…»
В.Ф.: А вот цитата из статьи, о которой вы упоминали: «С самого начала боя по селом Городнее победа начала склоняться на сторону русских».
С.Н.: А я ведь и говорю — три дня. Есть такое понятие, как купюра. Можно порезать сражение и сделать из него три отдельных — по сражению в день. Шведы потерпели неудачу в первый день. А в конце россияне под руководством генерала Рене отступили, оставив поле боя.
В.Ф.: А я читаю другое: «Следом за отступающим врагом Рене отправил две партии драгун».
С.Н.: Ну, смотря в какой день! Это и есть купюры, когда вместо истории нам делают вырезочки — специально для популизма и патриотического воспитания молодежи. В советское время так делали сплошь и рядом. В первый день сражения победа действительно клонилась в сторону русских — поэтому и решено праздновать 9-го числа.
В.Ф.: В вашей книге «Гром победы раздавайся?» Петр I выглядит совсем не гениальным полководцем, а наоборот — ниже среднего. Более того, по вашим словам, шведская армия в отличие от российской вела себя прямо-таки интеллигентно, а вот цитата из статьи: «Неприятели платили за свои неудачи делами разбойничьими». Ссылка на письмо Меньшикова.
С.Н.: Меньшиков у Петра был главный разбойник, за что царь его едва не казнил — не успел, умер. Но дело не в этом, а в приказе Петра I, с которым можно познакомиться в книге Александра Широкорада. Когда русская армия отступала через Польшу, Белоруссию и Украину, Петр издал приказ уничтожать на своем пути все продовольственные склады и хлеба в поле, причем далеко и широко. Рассылались специальные отряды — 200—300 километров шириной, которые впереди шведской армии уничтожали любые запасы. Но это еще не все. Петр отдал приказ, согласно которому поселяне, которые продавали шведам хлеб и продовольствие, должны были быть повешены. И те, кто продал, и те, кто не донес. Именно Петр организовал эту бойню! До этого шведская армия в Прибалтике, Польше и Саксонии еду покупала. Конечно, Петр не был пионером в этом вопросе, это была монголо-татарская политика — разделяй и властвуй… Украинцев столкнули лбами — одни на стороне Мазепы, а другие вынуждены были быть на стороне Петра. Царь шел на все — удерживал заложников, угрожал… Авторы статьи обходят стороной карательные акции, которые Петр проводил на Украине. Тот же генерал Рене, после того как был бит под Харьковом, между Ворсклой и Орелью уничтожил два города — Маячку и Нехорошу, потому что жители поддерживали короля Карла. Рене перебил всех жителей — невзирая ни на пол, ни на возраст. Да, жертвы были со всех сторон. Но кто несет большую ответственность — исполнитель или организатор? Организатор. Циничный организатор — это Петр 1.
В.Ф.: Итак, никакой победы русской армии под Городней не было…
С.Н.: Это утверждаю не я. Цветков пишет: «Наступление Карла вызвало сумятицу в русском штабе, Петр оставил армию и уехал укреплять Воронеж. Значит царь считал положение дел критическим».
В.Ф.: Но Полтавскую битву шведы проиграли?
С.Н.: Проиграли. Но можно выяснять отношения честно, а можно вдесятером на одного. То, что произошло под Полтавой, — это добивание два года болтающегося войска, армии, которая не имела боеприпасов. Шведы дрались мужественно, обвинить их в трусости нельзя. Мог ли Полтавский бой закончиться иначе? Вполне. Когда шведы атаковали редуты и их прошли, Петр дал приказ своим драгунам отходить к лагерю. Это была страшная ошибка, которая могла кончиться для русской армии катастрофой. Если армия начинает отступать во время боя, она обречена на бегство, которое обычно заканчивалось влетанием кавалерии в лагерь. Положение спас Рейншельд. Именно он отдал приказ стоять и спас честь русского оружия. Вообще, во время Полтавской битвы случайностей было очень много. Победа клонилась то в одну, то в другую сторону. Был момент, когда украинские казаки направили депутатов к одному из генералов Карла XII с просьбой принять их под свою руку. Я не оправдываю войну и военные преступления. О победителях говорить сложно, а вот побежденный есть точно — украинский народ. Именно Полтавская битва стала поворотным событием в истории развития Украины. Мы потеряли независимость и автономию окончательно, началось введение крепостничества. Самое обидное, что количество трупов украинцев никому неизвестно. Есть самые разные памятники — шведам от русских, русским от шведов, но украинского памятника нет.
В.Ф.: А что было бы, если бы Полтавскую битву выиграли шведы?
С.Н.: Думаю, что ход истории бы изменился. Когда Мазепа умер и казаки выбрали нового гетмана Пилипа Орлика, в Бендерах между войском казацким и Гетманом были учреждены пакты, по которым Украина фактически превращалась в республику с разделением властей — на исполнительную, законодательную и судебную. И Карл XII, будучи монархом, санкционировал как гарант выполнение этих обязательств… Нечего нам праздновать, понимаете? Это не победа для нас, а траур. В принципе мы привыкли отмечать трауры — Берестечко, Круты, мы склонны по своей природе к подобному «копанию». Мы постоянно пытаемся выучить уроки истории, но эти уроки от нас уходят.
В.Ф.: А как вы себе это представляете? Россия празднует победу, а мы — траур?
С.Н.: А вы предлагаете все время делать, что говорит сосед? Но мы ведь независимая страна. Движение за независимость началось еще при Богдане Хмельницком, а Мазепа пытался его возродить.
МНЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ:
У вас чувствуется предвзятость. Вы хотите обязательно найти что-то отрицательное в отношении России, то, что помогло бы ее обличить.
С.Н.: Я отношусь к любому государству с уважением. И не вмешиваюсь во внутренние дела России. И мне не нравится, когда она вмешиваться в дела Украины. Что касается предвзятости, то я цитировал русских авторов, а не украинских. Это у них такая позиция, я ее просто разделяю… Нам предлагают праздновать? Допустим. Но как наши слушатели оценят подвиг генерала Рене — того самого, который воевал под Городней? Рене уничтожил два украинских города. Кстати, 12 апреля 1709 года корпус Рене был атакован и разбит сводным шведско-казацким отрядом. Русские с поля боя бежали, потеряв 1400 человек, а потери шведов и казаков не превысили 290. Вот вам и закономерность истории. Царский палач понес наказание именно от украинского народа. Думаю, эту дату следует запомнить… Если российская делегация хочет праздновать победу, то естественно, то мы должны быть отдельно. Если речь идет о том, чтобы отметить годовщину трагедии, дату битвы — пожалуйста, можем вместе помолиться в одних храмах. На Западе так и делают. В свое время, когда закончилась диктатура Франко в Испании, испанцы создали один пантеон всем погибшим и на сегодняшний день они покончили с противостоянием нации. Когда закончилась война Севера и Юга в США, никто ведьм искать не кинулся…
Эфир радио «Новая волна» от 9 февраля 2009 г.
Один русский — пьяница, два — драка, три — партийная ячейка.
Один русский – алкоголик, два русских – драка, три русских – первичная партячейка.
Один украинец – партизан, два украинца – партизанский отряд, три украинца – партизанский отряд с предателем.
- Харьковские новости
- 2377 просмотров