Несколько честных парней…
«Начинать надо с правительства. Нам нужно правительство алмазной чистоты и прозрачности, и чтобы народ поверил в эту чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ в это поверил? Надо быть такими и никакими другими. Сто абсолютно чистых, толковых людей и есть правительство. Но где их взять?..»
Если вы думаете, что это написал помешанный Алонсо Добрый, наставляя своего преданного слугу Санчо относительно разумного управления вверенным ему островом, то ошибаетесь. Эти вполне детские и одновременно патриархальные (крайности сходятся) рассуждения о власти и управлении принадлежат одному из самых здравых из современных нам мыслителей.
«Драконовский» законопроект А. Гриценко, предусматривающий «вышку» особо важным взяточникам вообще и прокурорско-следственно-судейской братии в частности, вызвал множество комментариев.
За получение «хабара» в особо крупном размере предусматривается лишать свободы сроком до пятнадцати лет — в общем случае. Если же взяточник входит в категорию ответственных или особо ответственных ему светит пятнадцать лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет и конфискация имущества. Наконец, для специальной категории — судей, прокуроров, следователей предусмотрено пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества. БОльших наказаний в нашем УК нет.
Чрезвычайно характерно, но сами карательные органы (включая сюда, естественно, суд, так как это учреждение просто проштамповывает досье, собранное следователем, как можно убедиться на статистике оправданий — 0,3%. В США и Европе 20—30%) отнеслись к проекту, так сказать, насторожено. Классический аргумент — «важна не строгость наказания, а его неотвратимость». Один кре… то есть криминолог лет сто назад ляпнул, что ему пришло в голову (и показалось до крайности парадоксальным), а десятки поколений юристов, как попугаи, повторяют этот трюизм. Неужели трудно уразуметь, что важно и то, и другое. А в случаях особо опасных для общества, именно — ДРУГОЕ.
Еще одна весьма примечательная деталь. Когда речь заходит о смертной казни, все, ну совершенно все чиновники с большими и средними звездами с умным видом вещают, что, это мы, мол, поспешили, пошли на поводу у Совета Европы. Это там у них «гуманизьм», человек человеку и т. п. У нас криминогенная ситуация и менталитет зело отличаются от общеевропейских или, там, скандинавских аналогов. Смертная казнь только и сдерживает маньяков и убийц широкого профиля. То есть в данном случае необходимость строгости наказания не вызывает у карательных (и надзирающих за оными) органами сомнений.
Поворот на 180 градусов — от строгости к неотвратимости наблюдается у правоохранителей, когда предложили ужесточить до крайних (но законных) пределов наказание для преступников, не менее, а скорее более опасных, нежели отморозок-сериал. Где же здесь логика?
Криминологи знают: отморозка из тех, кем интересовался д-р Ломброзо, не остановишь ни строгостью, ни неотвратимостью. Маньяк — он и есть маньяк! А вот «добропорядочный» прокурор, следователь или судья, обустроивший свою жизнь, обставивший ее на кровные (воистину так) деньги — совсем другое дело. Тихим и почтенным «маньякам» есть что терять. И этих-то рантье от права может остановить предельная строгость наказания, а никакая-то там эфемерная «неотвратимость». Или, если хотите, — неотвратимая строгость наказания — единственное противоядие от этих субъектов.
Изъян закона Гриценко (кстати, хорошо бы перенять традицию американских законодателей называть законы именами их авторов, чтобы налогоплательщик видел, КТО это сделал), состоит в недостаточности этой меры. Нет, нет, я не о расстреле. (Хотя в эфире уже озвучили имя Чаушеску, — может дойти и до этого, если наши бесноватые кормчие не уйдут сами.)
Гора Гриценко родит мышь, если параллельно не ввести в действие механизмы немедленной, поголовной люстрации всей правовой (в первую очередь судебной) машины. Ибо, как сказал другой адвокат и видный специалист по управлению, «промедление смерти подобно». Если уже полковники секретных служб торгуют (в розницу!) наркотой… (Кстати, по поводу этого инцидента мой приятель-математик произнес историческую фразу: «Полковники должны командовать полками». Суда по числу полковников в МВД и СБУ, в этих структурах под ружьем не менее 2—3 армий.)
«…Сто чистых, толковых людей… Но где их взять? Они есть… Достаточно найти десять таких людей и эти десять приведут с собой остальных. На это понадобится не более двух-трех месяцев. Кристалл алмазной честности на вершине власти обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды. На эту пирамиду снизу будет давить воспрянувший духом народ, а он воспрянет духом, видя, что вершина власти чиста, а сверху будет давить вершина в силу своего нового состояния…»
Не знаю, как вы, а я верю в «кристалл», о котором говорит библейски наивный автор «Созвездия Козлотура».
Вячеслав МАНУКЯН, магистр права, для «Пятницы»
Давно замечено:
человек может все,
пока не начинает
что-то делать.
- Харьковские новости
- 1569 просмотров