Горячий город мой

аватар: kharkovremont

9_1.jpg

Я уехала из Грузии 23 года назад, в 1987 году. Мы переехали с родителями в Харьков, это было еще до той войны, до всех событий. Считаю, удачно поменяли квартиру…

И вот, два года назад, в Интернете я с дикой радостью нахожу многих своих знакомых, подруг, которые там еще живут. Многие разъехались по другим странам — кто-то в Греции, кто во Франции, в Америке. Но многие остались в родном Тбилиси, и мне очень захотелось их увидеть, тем более что все только и говорят о грузинском чуде. Самолет из Харькова летает 2 раза в неделю. Сегодня слетать на четыре дня в детство было для меня в самый раз.

И вот я приехала. Первое впечатление на меня произвел аэропорт. Харьковский, даже новый, с ним несравним. Там тоже есть старое здание, подобное старому харьковскому, только больше. Особенно это было заметно на обратном пути, когда мы прилетели в Харьков, а нас опять повезли в старое здание, старые деревянные будочки, думаешь — как стыдно, стыдно за страну. Кроме красивого нового здания тбилисского аэропорта там еще и замечательное обслуживание. Кстати, обращались на русском языке. Спокойно говорили, «здравствуйте» и «до свиданья», все внятно и очень приветливо. Не успели мы выйти, а наши вещи уже вынесли. Обычно выходишь и ждешь багаж, когда ж его выгрузят. Я, конечно, понимаю, что не было очень большой очереди самолетов, наш, еще парочку, и все равно — все было поразительно быстро…

9_2.jpg

Быт и политика
Детство и юность я прожила в Тбилиси в рабочем поселке авиационного завода. Это такие 2-этажные домики по 2 подъезда. До центра города ехать где-то полчаса на автобусе. Мой район и сейчас остался таким же. Эти дома особенно никто не ремонтирует. Что меня поразило – насколько чисто везде, чисто не только в центре города, чисто даже на окраинах. Везде одного типа красивые мусорные контейнеры на колесах с большой крышкой, они были в каждом дворе, где бы я ни была, и везде уборщики в куртках со светящейся полосой, ездят машины и убирают…
Да, очень интересно — там лифты платные в домах. Я такого еще нигде не видела! Заходишь в лифт, коробочка висит, бросаешь жетончик, по-моему, 20 или 50, типа наших копеек, я не запомнила, как у них они называются, и нажимаешь этаж, лифт едет. Вниз на лифте можно бесплатно спуститься.
Второе, что меня поразило, это патрульные машины. У них нет ГАИ, нет милиции, нет разделения функций. Это все делает одна патрульная полиция, такие машины, с надписью «полиция», все время с включенными мигалками. Их всегда видно. Они все время в движении. Они не стоят с радаром, не прячутся в засаде. Они постоянно патрулируют город. Из окна дома наблюдала за одной ситуацией. Патрульная машина остановила автомобилиста. Водитель вышел из машины пошел навстречу полицейскому, патрульный ему палкой показывает, мол, сядь на место в машину. Тот вернулся, закрыл дверь. Патрульный показал, мол, открой окно. Водитель открыл окно и тогда они стали разговаривать. Я думаю это правила для безопасности как полицейских, так и водителей, и все их четко выполняют.
Я много слышала о том, как тбилисцы топили буржуйками во время недавней войны, как не было света, газа. У одноклассницы в квартире дома потолок черный в копоти, еще до сих пор не успели сделать ремонт. Обычный многоэтажный дом, в спальном районе, типа нашей Салтовки, Варкетельский массив. Одна из моих подружек рассказывала, как она еще совсем недавно боялась с работы возвращаться поздно. Темно, никого на улицах нет! Люди — как темнело — старались на улицы не выходить, было очень опасно, бандитизм, света не было вообще. Сейчас выходи в любое время дня и ночи! Я спрашивала у своих подруг, у старых соседей со двора, попутчиков, – мне все говорили одинаково: гуляй во сколько хочешь, никто тебя нигде не тронет, это совершенно безопасно, мы ходим и совершенно не боимся, и никто не боится. Мы в один из вечеров пошли в половине первого ночи прогуляться с собакой. Вышли во двор и вдруг слышим крики какие-то. Компания стоит, женщина кричит, скандал, разборки… Мы мимо них прошли, причем у подруги (она была с 15-летним сыном) даже и тени испуга не было, даже не подумала, что нужно пойти назад или каким-то другим путем. Мы постояли на площадке, где выгуливают собак, буквально 5 минут. Приезжает патрульная машина сразу же (а это окраина города!), подъехала прям к этой компании, постояли, поговорили, все успокоилось. Через 10 минут патруль уехал.

9_3.jpg

Политика и быт
О президенте простые люди не говорят. Они говорят о том, как жить. Хотя мнения противоречивые. Говорила с таксистом по дороге: 85 % людей Грузи — это те, которые думают, как бы заработать на кусок хлеба, 15 % — это богачи, это со слов таксиста. Еще поговорила просто с людьми из моего старого двора, они меня узнали, вышли, сложился такой стихийный митинг. Одни говорят: не нужен мне свет, не нужен мне газ, лучше я смогу заработать и у меня будут деньги в кармане. Говорят, мол, этот Саакашвили сделал так, что у меня денег нет. Две женщины ему в ответ: «Ты что, дурак, ты вспомни, как было, как мы не могли готовить еду, у нас буржуйки стояли, и люди угорали в домах». Промышленности очень мало, предприятия практически все стоят, много людей выплеснулось на рынки, все окраины в виде рыночных палаток, киосков… Это выглядит так же, как и у нас, неопрятно, некрасиво. Видите, нельзя сказать однозначно — все противоречиво. Тем не менее, если сравнивать с Харьковом, у меня осталось впечатление, что наш город скучнее. Когда вернулась в Харьков, ехала и думала, а что я смогу показать, когда они ко мне в гости приедут? Смотрю и думаю, какая слякоть и грязь везде, как-то серо, нет у нас каких-то красивых выделенных мест. В столице Грузии мне показалось – Европа отдыхает! Ну, по крайней мере, в центре Тбилиси.
Но что поразительно… Грузины всегда были свободолюбивые и не подчинялись правилам. А сейчас они живут по этим правилам! 200 лари за выброшенный окурок из окна машины, это где-то 1000 грн. Я считаю, что это очень правильно!..
Мой одноклассник, достаточно обеспеченный мужчина, сказал, что можно и заработать себе на жизнь, и детям дать хорошее образование. Он говорит — единственное, что плохо, что мы боимся что-нибудь нарушить. «Я боюсь, что мои пацаны где-нибудь куда-нибудь попадут в ситуацию, и придется платить очень большие штрафы. Не взятки». Я думаю, грузинское чудо заключается в том, что смогли обуздать правилами свой кавказский горячий нрав, и они этим правилам подчиняются!
Действительно, у них очень быстро, буквально в течение дня, можно открыть фирму. Нет бюрократических препон в плане развития мелкого и среднего бизнеса. Вот еще один момент: я пошла с подругой, ей нужно было оформить какие-то бумаги гражданского состояния, в какую-то государственную службу, типа исполкома или что-то в этом роде. Заходишь в помещение – длинный коридор, я насчитала 20 окошек, как сберкассы раньше были, человек и компьютер. Из всех 20 не работало только одно окошко! И в каждое окошко не больше 3—4 посетителей. Так много людей, но при этом никто не стоял в длиннющих очередях, не было скандалов, даже стояли свободные стулья вдоль стены. Ты за минуту получаешь все справки, которые тебе нужны. Мне кажется, это очень важный момент! Главное, что чувствуется и прослеживается везде – как все организованно, что в аэропорту, что полиция и многое другое. Я такого у нас пока не видела.

9_4.jpg

И еще…

В Тбилиси есть интересные новшества и в архитектуре. Построена самая большая церковь в городе, церковь Троицы. Там же построена и семинария, 2 этажа под землей и 2 наверху, целый комплекс. Это заявлено как государственная стройка, хотя на самом деле все люди говорят – это наш самый богатый человек в Тбилиси построил, некий господин Иванишвили. Я о нем слышала от всех своих знакомых. Я бы сказала — дай Бог, чтоб у нас были такие олигархи! Этот олигарх построил столько и подарил городу, что… Т. е. все говорят, что это он дал деньги, он строил, но он это не афиширует. Афишируется — как президент Грузии построил для города. А Саакашвили берет деньги у бизнеса на благоустройство города. Они там построили мост, так называемый сухой мост, он прямо в центре города перекинут через Куру и через автостраду. Красивый стеклянный итальянский дизайн. Это подарок Иванишвили городу. А в центре сделали европейские улочки, узкие, плиткой и камнем выложенные. Много арт-салонов, сувенирных магазинов, кафешек, ресторанчиков. Идешь по улице и ощущаешь себя в Австрии.
В магазинах очень много украинских товаров, особенно сладостей. Наша Бисквитная фабрика, наш фирменный вафельный торт.
Есть еще один интересный факт. Все говорят — мужчина в Грузи работу найти не может. А я не могу понять, почему, ведь заметно — город строится и быстрыми темпами. Но вот так говорят – для мужчин нет работы, женщины все «пашут», а мужчины ходят и говорят, что для них работы нет. Хотя и в советское время многие мужчины уезжали в Россию строить дороги или что-либо еще. В Тбилиси сейчас дороги замечательные, все построили турки. Они же строили и аэропорт. Турция близко, и они делают очень много. А как ведется ремонт школ! Иванишвили выделил деньги на ремонт всех школ Тбилиси. Вот моя школа: пластиковые окна стоят, отопление есть, вся школа снаружи свеженькая выкрашенная как новенькая.
Тбилиси — очень красивый город, там много исторических мест, очень красивая архитектура. Сейчас очень много гостиниц — больших, маленьких и средних – и прямо в центре. И многие наши турагентства уже предлагают побывать в Грузии. Агентства разрабатывают туры, можно приехать взять экскурсовода, послушать и посмотреть. Монастырь «Джвари», например, он стоит на горе, все как в «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Еще в центре Тбилиси стоит памятник царю у берегов Куры. Есть история о том, как появился город. В тех краях охотился царь и подстрелил какую-то дичь. Ее нашли в теплом источнике, она упала и практически сварилась. И царь остановился, поднял руку и сказал: здесь будет город «Тбили» — по-грузински горячий. Тбилиси – горячий город.
Слышала, есть такое мнение, что в места, в которых ты провел детство, возвращаться не надо. Я совсем не пожалела, что съездила в Тбилиси. Жалею, что раньше этого не сделала…

Елена Киншакова, для «Пятницы»

Говорят, что у полководца Кутузова не было одного глаза.
Это неправда! У него был один глаз!