Ночью стулья, утром деньги

аватар: kharkovremont

502.jpgНу вот, граждане, по стране прошел Святой Николай. Если верить впитанной с детства концепции, то те, кто целый год хорошо кушал, обязательно получат подарки. Качество и количество съеденного, по-видимому, будет оценивать добрый дедушка. Слои населения, которые, согласно статистике, пренебрегали вкусной и здоровой пищей, будут одарены по остаточному принципу. В то время как предпраздничная суета охватила умы украинцев, в стране расцветает оголтелый парламентаризм. Его плоды вкусили не только рабочие и крестьяне, но и законодательная интеллигенция. Практика оказалась гораздо богаче и занимательнее теории, а неприкосновенные — не такими уж неприкосновенными. Сам президент, пребывавший на то время в неведении, открывая главную новогоднюю елку страны, появившуюся на площади благодаря плановой санитарной вырубке, выразил свое негативное отношение к происходящему в парламенте. Его поддержал глава украинского правительства, Николай Азаров, который заявил, что действия оппозиции являются циничными и беспрецедентными. На ум приходят литературные экзерсисы Ивана Андреевича под названием «Волк и ягненок». Но мы будем придерживаться официальной точки зрения: распоясавшиеся оппозиционеры под покровом внезапно погасшего света повели себя настолько непредсказуемо и развязно, что пятерых пришлось госпитализировать вместе с тяжелыми травмами.
Пора положить конец парламентскому беспределу! Назрел вопрос о том, сможет ли комиссия по депутатской этике запретить депутатам проносить в зал заседаний цепи, ломы, пистолеты и прочие инструменты, необходимые для законотворчества? Или все опять свалят на хрупкие плечи правосудия, которому предстоит разобраться в случившемся и примерно наказать виновных в получении травм. Что касается Партии регионов, то депутаты ответственно заявляют о снятии с себя всего, вплоть до неприкосновенности, если их вина когда-нибудь будет доказана. Поддерживая начавшуюся в стране кампанию минимализма, народные избранники уже заговорили о необходимости сокращения количества самих себя. Им вторят официальные глашатаи радости от политических преобразований, объясняя украинцам, что участвующие в потасовках слуги народа нужны именно для этого. А Юлию Тимошенко снова вызывают на дачу. В Генеральной прокуратуре хотят услышать, куда разошлись киотские деньги. Бывшие руководители страны божатся, что деньги пошли на доброе дело, но незаконно. Как теперь вернуть в бюджет розданные вовремя пенсии и зарплаты? Можно, конечно, но не сразу.

А дефицит пенсионного фонда не уменьшается. Перед Родиной стоит нелегкая задача одной рукой покрыть дефицит, при этом другой не залезая в карман крупному капиталу. Назрела пенсионная реформа. Она постепенно увеличит производственную молодость слабого пола до шестидесяти лет, а пенсионный страховой стаж поголовно повысят годков на десять. Но самое приятное, по слухам, ожидает граждан, уходящих по выслуге лет. Свое заслуженное они смогут получить сразу после шестидесяти. Эти меры, конечно, не спасут положение, но настроение подпортят.

Игорь Полищук, политолог

Прошедшая неделя ознаменовалась радикализацией политической жизни в Украине и сопредельной с нами России. Использование кулаков вместо аргументов само по себе символично для обществ, которые не выработали, как говорят политологи, отлаженных конвенциональных (согласительных) практик осуществления политики. Причины и субъекты насилия в Украине и России вроде бы разные: у нас — поднадоевшие народу депутаты, защищающие свой сегмент «вкусного пирога», у них — молодые якобы болельщики, выливающие отрицательную энергию на инородцев. Но в результате получаем один и тот же карт-бланш для действующей власти: мандат на «закручивание гаек», применение недемократических действий по обузданию «бузы». В общество транслируется деструктивная модель поведения, которая показывает, что «в принципе нормально дать в морду, если ума у тебя и твоего визави поговорить явно не хватает». То, что это способ выяснения отношений, который можно было встретить еще в пещере, не сильно обремененных образованием и культурой драчунов не смущает: «Это ж эмоции…» Возникает вопрос: куда мы дойдем этой дорожкой? К чему может привести дальше этот всплеск ненависти и жестокости? В общество, раздираемое противоречиями, достаточно только поднести спичку — и оно может взорваться! Кто от этого выиграет? Как правило, проходимцы и невежды, люди типа Полиграфа Шарикова и его друга Швондера из «Собачьего сердца», короче, «рыцари без страха и упрека»… Но это разглагольствования интеллигенствующей публики. Зачем к ним прислушиваться, ведь на кону еще столько плохо лежащей собственности?..

Александра Индюхова, редактор АТН

Битва в парламенте напомнила мне разборки «братков» где-нибудь на нашем ХТЗ. Понятно, что такое поведение — это уже, к сожалению, тенденция. Однако, мне кажется, вновь пришедшие к власти должны научиться контролировать себя. Ведь у них и так есть власть. Или ее нет? Раз они позволяют себе такие вещи.

Их неуверенность может еще объясняться отсутствием достаточного образования и опыта настоящей политики. Впрочем, в Украине таким опытом не может похвастаться даже оппозиция.

У нас много появилось неутешительных тенденций. В Харькове быстрым ходом идет ликвидация трамвайно-троллейбусного хозяйства. Водители транспорта вышли, конечно, на забастовку в связи с тем, что не получают зарплату. Однако лично у меня вопрос: зачем нужно было ждать полгода? И зачем нужно было ходить на такую работу? Интересно выглядит эта забастовка с другой стороны. Пока стоят трамваи и троллейбусы, мэрия выпускает на линии свои новенькие автобусы, купленные под «Евро-2012». И у меня опять вопрос: может, выручкой с этих автобусов стоит поделиться с водителями трамваев? И вообще для руководства области и города невыплата ЗП на коммунальном предприятии должно быть ЧП. Чиновники должны «положить себя» на ликвидацию даже упоминания о таком факте. Вообще, я не вижу особого интереса у новой власти решать проблемы людей и ни какого-то там завода частного. А городского предприятия. И также мне не понятно — раз выручка с линий идет на предприятие каждый день, то почему эти деньги не идут на погашение задолженности? Куда они идут? Я надеюсь, что КРУ и прокуратура найдут куда, и главное, расскажут об этом.

Ну и последнее. Хочется поздравить Харьков с тем, что наконец наш рекордный долгострой — станция метро «Алексеевская» — достроен. Но у меня есть сомнения в безопасности этой линии. И это претензия не только к нынешней власти, а ко всем предыдущим. Когда линию строили, было много всяких, в том числе и природных явлений, которые разрушали тоннель. Возможно, чиновники нашли смысл и деньги на приведение всего в порядок и устранение малейших причин для беспокойства.

Андрей Войцеховский, журналист, редактор газеты «Гремучая смесь»

Если говорить об уровне общемировом, то меня взволновали события в Белоруссии. Там оппозиция, получив всего 2,5 % голосов, начала объявлять президентские выборы недействительными, что мне кажется маразмом. С другой стороны, остаётся непонятной жесткая реакция Лукашенко на эти заявления: ведь можно было просто не обращать внимания на это пустое место, но он применил силу… И это мне очень не нравится.

Хотелось бы также упомянуть о мос­ковских событиях. Там начались массовые нападения на людей кавказской национальности, стычки, волнения, около 1200 человек арестованы. И это происходит в России, которая считается тоталитарной страной. Что примечательно: и в Харькове произошло шествие патриотов Украины, которые выступили против людей иной национальности. Мне кажется, что наша страна, как и ближайший сосед, — тоже пороховая бочка. Есть вероятность, что подобные события произойдут и у нас, тогда национальный вопрос будет поднят на остриё отдельными политическими силами. В первую очередь, достанется евреям, вьетнамцам, кавказцам, азербайджанцам и афроамериканцам.

Также меня чрезвычайно волнует то, что в ближайшее время власть готовится принять несколько кодексов: трудовой и жилищный. С 1 января будет введена пеня. Совсем скоро нужно ожидать увеличение пенсионного возраста, и другие «приятные» нововведения. Высокие должностные лица называют эти процессы «закручиванием гаек» и таким образом пытаются навести порядок в стране. Но лучше бы они навели порядок у себя, и не устраивали настоящие драки в Верховном Совете, которые закончились травмами и больницами. Особенно меня поразил Трудовой кодекс: наших людей фактически превращают в крепостных, наёмный работник не имеет практически никаких прав. В общем, после 1 января нас ждут великие события и большие волнения в народе. И если этого не произойдёт, то у Украины не будет будущего.

Елена Конопля, главный редактор ИА Status Quo

Город всколыхнула забастовка «Горэлектротранса». Ситуация не нова — не впервые работники в знак протеста против того, что им не платят зарплату, останавливают трамваи и троллейбусы. Снова будет, как в прошлый раз: часть зарплаты выплатят, часть работников уволится, некоторые общественные организации пропиарятся, а за время забастовки автоперевозчики получат сверхприбыли.

А с нового года скорее всего произойдет тихая революция, в ходе которой «Горэлектротранс» реформируют. Как — пока никто не говорит.

Среди общественности, в том числе и журналистов, идут жаркие дискуссии: что все-таки нужно делать с «Горэлектротрансом»? Ведь нынешние «полумеры» ничего не дают, нужно глобальное решение проблемы убыточности предприятия. От государства средств на компенсацию льготного проезда, как показала практика, не дождешься. Предприятие себя не окупает и наполовину. Есть даже мнение, что нужно «пристрелить загнанную лошадь», заменив троллейбусы и трамваи автобусами, обязав при этом хозяев АТП возить льготников «по-настоящему», а не так, как им хочется. При этом компенсировать АТП стоимость льготного проезда и усилить контроль за техническим состоянием маршрутных автобусов.

На мой взгляд, уничтожать инфраструктуру экологически чистого транспорта большой вместимости неразумно. Я бы просто мечтала, чтобы у нас были такие трамваи, как в европейских городах — красивые, чистые, теплые, тихие. Никакой автобус не даст таких приятных ощущений, которые дает поездка на трамвае. Это, как ни досадно звучит, должно быть дороже, чем сейчас, но, конечно же, не так дорого, как в Европе. К тому же экологический аспект немаловажен: ведь черный дым, валящий из-под автобуса — не редкость на наших улицах. Город просто может задохнуться в выхлопных газах, если электротранспорт заменить бензиновым.

Надо провести монетизацию льгот, как это сделали в России, а их перечень сократить в разы. Это очень непопулярная мера будет воспринята болезненно, но ее нужно вводить. У нас каждый третий по документам льготник, но по сути им не является.

Убить всегда проще, чем вылечить. Думаю, сокращение льгот, повышение проезда (незначительное!) и хороший менеджмент вылечили бы «больную лошадь».

И о хорошем: город получил новую станцию метро. Это прекрасная новость для жителей Алексеевки, которые очень остро ощущают проблему транспорта, особенно тогда, когда бастует «Горэлектротранс».

Евгений Оноприенко, корреспондент, выпускающий редактор медиагруппы «Объектив»

Всю прошлую неделю Харьков и в прямом, и в переносном смысле «морозило» от теплового вопроса. А точнее от того, сколько же в новом году придется платить за это самое тепло в домах. В самом начале недели Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики наконец-то пересмотрела и утвердила новые тарифы для 160 украинских предприятий, которые централизованно обогревают батареи в домах украинцев. Кстати сказать, свои предложения относительно того, какими должны быть новые расценки, харьковские предприятия отправили в Киев на согласование еще летом. Но потом были местные выборы, и столица, видимо, не столько не успевала уделить внимание тепловикам, сколько не хотела будоражить и без того взбудораженное общество накануне всенародного волеизъявления. Очень интересно, какими были бы результаты выборов в том же Харькове, утверди комиссия новые — повышенные — расценки на тепло еще, например, в октябре. Но это уже немного другая тема, над которой можно рассуждать долго…

Вернемся к вопросу тепла. Так вот, комиссия тарифы-то пересмотрела, а результаты своего пересмотра не обнародовала. Ну или не успела. Потому как вопрос, сколько же будет стоить тепло в домах харьковчан, у чиновников местного уровня вызывал, по меньшей мере, смятение. А то, что удавалось журналистам получить в качестве ответа на этот вопрос, скорее можно назвать догадками. Чиновниками областного уровня назывались уже заезженные еще осенью 25–30 %, при этом говорилось, что это подорожание «незначительное»; кто-то говорил, что подорожание будет еще более «незначительным»; кто-то утверждал, что населению и вовсе не придется платить больше, а все расходы от подорожания возьмет на себя государство. Конкретика появилась лишь в сроках. Более ли менее четко понятно, что платить по новым, повышенным или нет, тарифам харьковчанам придется уже за февраль. Квитанций с пересчитанными расценками стоит ждать в марте

Полосу подготовили Сергей ВАСИЛЬЕВ, Елена ОСТАПЕЦ

По легенде, в I веке новой эры апостол Андрей взошел на холмы над Днепром и сказал, что распространится над этим местом благодать…
И точно — стоит кому-либо расположиться на Печерских холмах — в Верховной Раде, Кабмине или аппарате президента, — как у него начинается райская жизнь.