В ритме марша
Не успело выветриться из граждан постпраздничное похмелье, а уже голова раскалывается от нововведений на местах. Трамваи и троллейбусы решено выкрасить в зеленый цвет, а на реконструкцию парка Горького выделить столько денег, сколько лавочкам на станции метро «Алексеевская» и не снилось. Получив после праздников свою дозу народной нелюбви, харьковский мэр и столичный парламент, как по отмашке, ушли в отпуск. Оно и понятно – волнения накануне Дня соборности обычно побуждают хоть на время смыться с капитанского мостика.
Пока грандиозные планы остаются только планами, можно отделаться косметическим ремонтом. Например, выкрасить общественный транспорт в зеленый цвет. Уж не знаю, важнее ли это, чем накормить работников «Горэлектротранса». Но если уж зарплаты на госпредприятии отдать под юрисдикцию частных перевозчиков, то можно и покраской заняться. По крайней мере, пока частные перевозчики, покрутив пальцем у виска, не самоликвидируются к чертям собачьим. Со сменой расцветки можно пойти еще дальше: Харьков остро нуждается в каком-то оживлении фасадов, хотя бы в центре. Из Москвы приехала на праздники подруга-харьковчанка, говорит – какой серый город! Да и многие гости города замечают то же – беззлобно, как визуальное впечатление. Мне вообще удается выносить харьковские ландшафты только снежной зимой – серый цвет немного уходит, сглаживается, и Харьков превращается почти в Севастополь. Часть домов выкрасить в более жизнерадостные цвета можно из средств бюджета, часть – силами арендаторов на первых этажах (э-э-э, стоять, я имею в виду крупных арендаторов, а не парикмахерские и зоомагазинчики…). Это не только отмывание средств, это еще и имидж, настроение, атмосфера. Но вообще, конечно, схема пока трудно воплощаемая – ведь для этого мэру как минимум нужно прикупить лакокрасочный завод…
А уж где точно все выкрасят, а что не выкрасят, то выбросят – так это в парке Горького. С 30 миллионами на реконструкцию можно действительно построить Диснейленд. А уж как удобно можно будет огородить территорию, включая не только центральную аллею, но и боковые, за кинотеатром «Парк», под канаткой, вплоть до новой дороги, и вырубить, и построить там все, что угодно, безо всяких экологических протестов. Да и жителям ХТЗ будет счастье – старые аттракционы перенесут в парк «Зеленый гай». Там, как сейчас помню, мы с «зеленофронтовцами» эти летом искали свалки, чтоб написать заявы в санстанцию. Нашли гору отходов из супермаркета, мясо и колбасы, все сплошь в опарышах. Свалку таки убрали тогда по нашим заявам, недели через две. В общем, перед тем как сгружать там аттракционы, не помешает прибраться.
Недовольство народа растет, и на глаза ему лучше без надобности не попадаться. Тем более что уходить в отпуск накануне непосредственной угрозы увольнения – это традиция наших чиновников. Верховной Раде, например, очень повезло – ее коллективный отпуск совпал с выходом революционеров из праздничного анабиоза, и последним, при всем желании, теперь проблематично осуществить вековую мечту и вынести депутатов на вилах из здания. Ведь их там просто не будет. Если революционная волна вдруг докатится и до апатичного Харькова, то здесь и в ратуше никого не застанут – Кернес как раз будет в отпуске, а Новак, думаю, мало кого заинтересует.
Все это происходит на фоне революционных преобразований в сфере доступа к публичной информации. Нововведения представляют собой целых вагон абстрактных деклараций – учитывая состояние нашей судебной власти. Рядовые граждане могут теперь подавать запросы, и вправе рассчитывать на ответ в кратчайшие сроки. В общем, как говорил герой Гафта: «Что-что, а право-то вы имеете…» Журналисты оказываются в интересной ситуации: с одной стороны, за препятствование их деятельности предусмотрена ответственность вплоть до уголовной, с другой стороны, классификация персональных данных, не подлежащих разглашению, при желании может лишить журналиста возможности упоминания в тексте даже фамилии, а не то что преступных деяний. В этом театре абсурда можно пойти еще дальше – так и вижу: вчера в центре столицы задержан корреспондент за ношение визитных карточек… Два «публично-информационных» законопроекта были проголосованы «паровозом», один пропихивала власть, другой – оппозиция, и теперь надежда только на то, что элементы законодательных норм, которые будут выгодны одной стороне, будут нивелироваться элементами, которые выгодны другой, и, таким образом, никто не сможет совсем уж зарваться. Но в целом, если законодательные преобразования приведут к тому, что простой гражданин будет иметь больше прав, чем журналист, а паспорт будет цениться больше журналистской ксивы, или хотя бы так же, то до создания гражданского общества останется совсем чуть-чуть, пару шагов. А именно то, что уже заговорено до такой степени, что воспринимается как нецензурная брань: общественное телевидение плюс интернетизация всей страны – чтобы как можно меньше информации нужно было пропускать через фильтры корпоративных интересов.
А между тем поднимать гвалт без оглядки на то, кому это выгодно – пока единственный способ если не борьбы, то реакции на происходящее. История с лавочками для станции метро «Алексеевская» завершилась предсказуемо – харьковская прокуратура не обнаружила нарушений при закупке. Но это единственный недостаток, а дальше – одни преимущества. Хотя бы то, что стоимость злополучных лавочек за время развития этого скандала менялась дважды в сопровождении довольно корявой аргументации, душу греет. Не говоря уже о том, что если бы не СМИ, выковырявшие эти цифры из вполне открытых источников, то история эта и началась бы. Радует и то, что городская власть была вынуждена отвлекаться, нервничать, играть в прятки, и на выходе получила большой минус своему имиджу, пинок от Колесникова, а значит, очередной повод помахать враждующими «крыльями» внутри Партии регионов с приблизительной формулировкой: «Ну что там опять ваши творят, ну сколько можно…»
Рядовым гражданам на местном уровне, за неимением других действенных способов, напоминать власти о себе и своем к власти отношении можно разве что в формате развеселого хулиганства. Выдать антипремии «Гнилой сук» нерадивым чиновникам, например. В этом году Кернес победил в трех номинациях, получили награды и Добкин, и экс-директор ХАЗа Павел Науменко, и ГУМВД в Харьковской области в полном составе, и многие другие замечательные люди. Естественно, за премией из здания горсовета, под окнами которого проходило действо, никто не вышел. За всю историю вручения антипремий вообще сложно вспомнить человека, который пришел ее получать. А между тем, прийти, получить и придумать этому акту выгодное для себя пиар-сопровождение – должно быть делом чести для любого публичного человека, а в идеале – еще и обязательным кейсом для всех студентов, имеющих отношение к политологии и пиару. Но, видимо, наши политики еще не доросли до таких уровней и предпочитают возиться в болоте своего постсовкового восприятия. Или просто воспринимают происходящее слишком серьезно. А зря. Все-таки Бог говорит с нами через юмор, иногда даже через стеб. Или с ними он в принципе не общается?
Виктория Найденова, для «Пятницы»
В такую погоду хороший губернатор даже снегоуборочные машины на улицу не выгонит!
- Харьковские новости
- 1614 просмотров