Теория Большого Взрыва

аватар: kharkovremont

13_________.jpgПосле теракта в Макеевке силовики расслабились. Могилев передумал насчет кровопролития, и даже возле харьковского памятника Шевченко 22 января правоохранителей было меньше, чем патриотов. Губернатор Добкин на всеукраинских эфирах осторожничал и неоднократно уверял, что он далек от мысли… Тимошенко молилась, Янукович радовал оговорками по Фрейду, Доний щеголял в вертепном костюме турецкого султана. До парламентских выборов оставалось всего ничего. А «всего» или «ничего» – должен был определить Конституционный суд…

Революции снова не вышло. Подготовка ко Дню Соборности проходила на фоне макеевского террористического спектакля и соответствующих тревожных анонсов на 22 января. Это, конечно, дало возможность скрутить лишних пару человек из «Тризуба» и пугнуть обывателей, которые в итоге не пришли на митинги, но в итоге провластные и оппозиционные празднования обошлись без эксцессов даже в столице, а уж в Харькове тем более. Наверно, тому способствовала умиротворенная атмосфера: над харьковским памятником Шевченко волшебно кружился мелкий снежок, припорашивая непокрытые головы молодых партийных лидеров и наглядно демонстрируя, кому из них в старости пойдет седина. Воцарившееся над толпой почти рождественское настроение не давало повода для радикальных призывов. Да и «неприятеля» поблизости не оказалось – представители действующей власти возложили к памятнику все, что хотели, на час раньше, чем у монумента начали собираться оппозиционеры.

Понятно, что на акции никто не приходит вовремя, так что на момент начала мероприятия возле памятника Кобзарю околачивалось с десяток неравнодушных граждан. Идея растянуть человеческую цепь от площади Свободы до ХНАТОБа оказалась под угрозой. И это при том, что в Харькове цепочка изначально задумывалась поскромнее – в столице уже который год цепь растягивают на целый мост Патона. Но через каких-то полчаса стянулись к памятнику УНП, РУХ, ПРП, «Батькивщина», «Свобода», «Гражданская позиция», развернули свои партийные флаги – и моментально поломали всю аполитичную концепцию действа. Хотя винить их сложно: студенческая акция с человеческой цепочкой, могла случайно (или скорее всего неслучайно) совпасть по времени с расписанием оппозиционных партийцев. В конце концов, памятник пока никто не приватизировал. Не говоря уже о том, что каждый год 22 января «места возложения» кишат разноцветными флагами.

Правда, не все уложились в идеологически обусловленное расписание – к примеру, еще до того, как к Кобзарю стала стягиваться основная масса оппозиционеров, мальчики и девочки с флагами партии Тигипко фотографировались перед памятником, развернув символику и изображая на лицах безбрежное счастье. Как только материал для фотоотчета на партийном сайте был готов, стайка активистов испарилась, не дождавшись оппозиционного митинга. Чуть дальше, на площади Свободы активисты Яценюка складывали пазл с картой Украины – и там случайных зрителей было еще меньше. Вот что всегда удивляет – так это мотивация людей, которые участвуют в таких политических квестах, заведомо никакого эффекта не приносящих, и тех, кто такие идеи генерирует. Курочка по зернышку клюет – это когда до выборов понятно сколько, и цифры рейтингов понятны, и избиратель – идеально круглой формы, помещенный в вакуум. А при нашей непредсказуемой Византии такие мини-вылазки в информационное пространство нельзя объяснить ничем другим, кроме банального «освоения средств» из партийной казны.

Харьковские оппозиционеры, дабы обеспечить какой-нибудь пристойный повод, окромя возложения цветов, подписали декларацию о сотрудничестве. В столице ограничились тем, что постояли друг с другом на одной сцене. Причем Яценюк там тоже был замечен, а в Харькове его активисты проводили акцию в гордом политическом одиночестве, очевидно, боясь слиться воедино с прочими оппозиционерами и затеряться в толпе у памятника Шевченко.

Между тем в умах уже витают идеи если не социального взрыва, то оперативного вмешательства. «Зеленофронтовец» и предприниматель Юрий Кальченко на митинге по случаю Дня Соборности говорил о Народном вече на площади Свободы, которое состоится в ближайшее время и соберет заинтересованных и социально активных специалистов. Его первый манифест, инструкция по реальному самоуправлению, уже висит на «Украинской правде», и общественник уже набрасывает следующий текст. А до весны — как идеального времени для протестов — еще достаточно времени, чтобы и собрать людей, и подготовить идеологическую базу. Радует, что теперь рядовому гражданину, если ему наступили на хвост, есть куда бежать, кроме штаба политической силы – постепенно защитную функцию берут на себя общественные организации. Но это до поры до времени, то есть до выборов, а дальше – логический тупик: полная ротация политиков и замена их честными общественниками упирается в нежелание большинства общественников валяться в этой грязи. А те, кто пойдут, не боясь обляпаться, – все равно обляпаются, рано или поздно. А власть без грязи – это власть без власти, хобби, тусовка, приятное времяпрепровождение, повышенный интерес силовиков, популярность у СМИ и крохотные возможности что-то изменить. Но это все равно лучше бездействия.

Иногда даже скоморошество приносит плоды. Шут при короле был не последним человеком. Но и не первым. Вне иерархии, но внутри системы, с возможностью безнаказанной объективной критики, которая есть правильный диагноз и залог успешного лечения. Штатный аналитик, в общем. И только у нас сейчас такой человек – еще немного — и персонаж стенда «Их разыскивает милиция». Идеальный протест, со стебом и без пафоса, состоялся в День Соборности возле столичного памятника Кобзарю – «Звездный вертеп» под руководством Олеся Дония. Писатели, музыканты и прочие знаменитости разыграли представление на актуальную тему – о свободе слова и Налоговом кодексе. Вертеп уже бывал в Ивано-Франковске и Яремче. О Харькове речь пока не идет. Скорее всего, как всегда – нет политической воли. Универсальная формулировка, скажу я вам. Ну почему у нас во дворе нельзя убрать свалку строительного мусора? А нет политической воли. А почему столетнюю яму на внутрикварталке не заасфальтировать? Политической воли нет. Есть еще хорошая отмазка: «это кармически невозможная комбинация», но она больше подходит для личных вопросов, а не для общественных.

А между тем Европа применяет к своим политикам радикальные меры. Например, в Бельгии общественно активные мужчины отказались бриться, пока не будет сформировано правительство. Но у нас даже такие методы не пройдут – политический климат в Украине куда суровее. Здесь как минимум нужно отказаться мыться, пока не будет расформировано правительство. А что — народная атака с применением биологического оружия. Массового уничтожения. Ведь политики наши – во многом идентичные существа, даже говорят об одном, хоть и в разное время. Например, президентская «зараза втілення реформ» – это скорее всего и есть «ця прекрасна інфекция», о которой говорила Тимошенко в прошлом году, накануне гриппозной эпидемии…

Виктория Найденова, для «Пятницы»

Права человека действительно существуют. Но кто вам сказал, что вас включили в число этих человеков?