Домовые комитеты: революция каждый день

аватар: kharkovremont

13.jpgРеволюционные противостояния – вещь интересная, эффективная, но непродолжительная. Остается повседневная жизнь, в которой борьба за свои права куда сложнее. Закон об органах самоорганизации населения, принятый 10 лет назад и предусматривающий создание домовых и уличных комитетов, практически не работает. Точнее, не работают люди, не знающие о его существовании. Харьковские общественники пытаются сформулировать теорию вопроса, налаживают ликбез населения и постепенно переходят к практике.

В данном законе предполагается определенный контроль власти над органами самоорганизации, чистая «махновщина» не предусмотрена. Собрания, как правило, организовывают сельские и городские советы, а не сами жители. Причем, чтобы собрание было легитимным, должно присутствовать не менее 50% жителей дома (в случае с домовым комитетом) или улицы (в случае с уличным), не говоря уже об обязательности наличия подписи и паспорта с регистрацией. В законе есть и масса других пунктов, которые делают практически невозможным создание независимого органа. Ответственность жителей, создавших домком, замечают общественники, выписана в законе прекрасно, а об ответственности власти нет практически ни слова. Например, если органу самоорганизации населения местные власти делегировали полномочия, но не выделили на это финансы, то эти полномочия можно не исполнять. Плюс универсальная формулировка: если что-то не нравится, обращайтесь в суд. А суд у нас, как известно, самый гуманный в мире. Также смущает норма, по которой представители домкомов имеют право участвовать в заседаниях местных советов только тогда, когда там рассматриваются вопросы их деятельности. Все остальные процессы принятия решений, влияющих на жизнь громады, видимо, могут обойтись без такого наблюдения.

Как отмечает активист общественной организации «Зеленый фронт» Юрий Кальченко, закон формально выполняется, власть создает домкомы и уличкомы. Но вся их деятельность сводится к прописке или выписке людей в частном секторе и к проведению субботников. Если же домком проявляет интерес к качеству коммунальных услуг либо к формированию тарифов, тут же начинаются проблемы в виде «задушевных бесед» и даже прекращения финансирования. Присутствуя на собраниях жителей в разных районах Харькова, общественники замечают, что люди объединяются, несмотря на политические пристрастия, когда речь заходит о цене и качестве коммунальных услуг. Жителей интересует, как они могут проконтролировать работу депутатов, ведь зачастую после избрания судьба их для большинства избирателей покрывается мраком. Также эксперты столкнулись с тем, что население часто не подозревает о существовании «Закона об органах самоорганизации населения» – местная власть на протяжении 10 лет его существования делала все, чтобы ей жилось спокойнее, и потому не вела никакой просветительской работы в этой сфере. Уровень сознательности населения никого не волновал, и законодатели ограничились принятием документа, после чего умыли руки. Теперь представители общественных организаций призывают всех местных чиновников и политиков наверстывать упущенное и проводить ликбезы, пусть даже под своими партийными флагами.

Марк Зобов из «Гражданского совета Харьковщины» считает, что законотворчество в нашей стране опережает жизнь: в европейских странах закон на бумаге появляется тогда, когда в реальности он уже действует. А нам при попытке перестроиться под евростандарты практически пришлось за 20 лет пройти их 200-летний путь развития. И чтобы побыстрее достичь этих стандартов, законы пишут с опережением, а уже за ними «подтягивается» население, которое не всегда готово к новшествам.

Харьковские общественники вспоминают российский опыт, когда Ельцин сказал о самостоятельности: «Берите столько, сколько сможете взять», – и на выходе получился хаос. Озвучивают и версию, почему вышло именно так: просто первыми самоорганизовались бандиты…

У нас в последнее время перед общей угрозой потери собственности (к чему могут привести эксперименты с объединениями собственников многоквартирных домов) получается сплотить даже интеллигентов-индивидуалистов. На прошлой неделе по инициативе харьковчан в Киеве прошло всеукраинское собрание активистов, занимающихся проблемами самоорганизации населения. Оказалось, что проблемы и уровень активности в борьбе с ними во всех регионах примерно одинаков. Харьков тоже отличился, наши активисты, Юрий Кальченко и Евгений Соловьев, презентовали на собрании брошюру, где коротко и в доступной форме разъясняются права граждан в сфере самоорганизации. Такая попытка ликбеза была одобрена всеми участниками, было предложено распространять брошюру по всей стране.

Были озвучены и некоторые общие тенденции, выросшие на почве прошлогоднего «налогового Майдана». Выступавший на конференции народный депутат двух созывов Игорь Колиушко заметил, что в условиях, когда власть беспредельничает, а оппозиции фактически нет, начал проявляться интерес к «Закону об органах самоорганизации населения» – как механизму борьбы за свои права и цивилизованной формы сопротивления действиям власти. Активисты из Ровно уже перерасшифровали аббревиатуру ОСН (органы самоорганизации населения) как «органы самообороны населения».

Общественники уверены, что вся проблема в плохой информированности. Население не знает, что по законодательству отстаивать свои права на территории проживания жители могут только через домовые и уличные комитеты – ни через ОСМД, ни через общественные и политические организации это сделать нельзя. С помощью домовых комитетов можно контролировать, как расходуются средства на устранение аварий на коммуникациях, без подписи домового комитета такие работы могут не приниматься. И, соответственно, из-за потерь во время аварии есть возможность пересмотреть тарифы, как и в случае, если услуги предоставляются нерегулярно и не в полном объеме (хрестоматийные случаи с «холодной горячей водой», поломанными лифтами, отключением воды, отопления и электричества). Как только население обо всем этом узнает, и начнется самое интересное. И тогда уж роль общественников, которые сейчас оказывают организационную и юридическую поддержку при создании домовых и уличных комитетов, постепенно сойдет на нет. Тем более что общественников все равно на всех не хватит.

А пока население не разобралось в законодательстве, властям надоедают исключительно подкованные люди. Например, активисты экологической группы «Печенеги» подают в суд на 240 народных депутатов, проголосовавших за «Закон о земельных ресурсах», по которому передача земли в аренду может проходить без общественных слушаний. То есть 240 исков, по количеству депутатов. Вот сделал бы каждый гражданин Украины то же самое – и кранты судебной системе…

Виктория Найденова, для «Пятницы»

Построили новый кинотеатр с экраном на потолке. Уже 200 человек подавилось поп-корном.