Есть ли жизнь после «Евро-2012»?

аватар: kharkovremont

13_________.JPGПодготовка к «Евро-2012» требует не только средств, но и смекалки. За несколько лет превратить Украину в «потемкинскую деревню», да еще и сделать так, чтобы декорации не посыпались сразу после завершения чемпионата – это надо уметь. Страна в целом подлатает некоторые дыры в инфраструктуре, но каждый город имеет свои специфические проблемы и свою концепцию «борьбы за “Евро”», и свои последствия этой борьбы.

Становится понятно, что смена власти будет возможна только после проведения футбольного чемпионата. Потому что какой дурак захочет отдавать золотую жилу в руки оппонентам, да еще и непонятно каким именно – электоральные расклады ведь уже сейчас существенно изменились. Правда, на местном уровне заменить топ-менеджмент на более лояльный и надежный в деле совместного распила средств – это намного проще, чем произвести «замену головы» на центральном уровне. С восторгом и ужасом ожидая 2012-го, наши политики и нам навеивают подобные настроения. Им нужно вовремя и безнаказанно завершить распил и провести чемпионат по возможности без катаклизмов, поэтому о 2013-м они не задумываются совсем, будто верят календарю племени майя. Значит, задуматься о том, есть ли жизнь после чемпионата, придется тем, кто распилом не занят.

Харьков и Украина предстанут перед гостями в специфическом виде, и в еще более специфическом окажутся после чемпионата. Если в двух словах, то после того, как все матчи будут проведены и мифические толпы футбольных фанатов разъедутся по своим высокоразвитым странам, нам останется то, что можно было сделать и раньше, но не было повода. Не было дядьки с нагайкой, то бишь не приезжали инспекции из-за бугра и не отслеживали промежуточные этапы подготовки. Останутся гостиницы, под которые нужно будет придумывать какие-нибудь перманентные фестивали, иначе будут пустовать. Что в принципе уже делается в Западной Украине – то фестиваль меда, то фестиваль вина, то фестиваль пампушки, — можно составить график и совершать тематические поездки, а то и вообще сидеть там безвылазно. На Слобожанщине еще долго придется бороться со стереотипом «у нас смотреть нечего» – и не потому, что действительно нечего, а просто потому, что никто этой борьбой всерьез раньше не занимался. Футбольный чемпионат – это, конечно, повод, гостей надо чем-то занять между матчами. Но чтобы после чемпионата они ехали к нам за тридевять земель, надо успеть их удивить во время визита в 2012-м. И при желании календарь мероприятий, который планируется создать в Харьковской области, может быть забит под завязку.

Останутся после чемпионата дороги переменного качества (в зависимости от времени года и расстояния до центра города). Непонятно, дойдет ли очередь до внутриквартальных дорог в спальных районах – до центра и до стадиона оттуда далеко, значит, можно не спешить. Пока совсем не развалятся. А до тех пор жители будут передвигаться перебежками, поближе к свежевыстроенным супермаркетам, возле них обычно можно найти островки того, что принято называть качественным асфальтом. Еще есть надежда на парковки, добро на которые выклянчили у президента во время разговора со страной. Если проект таки воплотят (а похоже на то – случайных вопросов президенту из Харькова быть не могло), то газоны под многоэтажками, конечно, почувствуют себя гораздо лучше, но свободных площадей в микрорайонах станет существенно поменьше.

После «Евро-2012» останется немного транспортных развязок и значительно больше вырубленных зеленых зон. А возле развязок в зеленых зонах приютятся и особняки, для возникновения которых уже не будет нужно ни общественных слушаний, ни гражданских противостояний. Уже сейчас в лесопарке потихоньку растут бесхозные заборы, по которым стучат разгневанные экологи, но в ответ – тишина. Действительно, в представлении чиновников-урбанистов, зараженных донецкой моделью управления, лес посреди мегаполиса – это странно, так не должно быть. Куда выгоднее понастроить на этих бескрайних гектарах элитного жилья, оставив вокруг немного деревьев, сугубо для пейзажа из окна.

На время чемпионата, конечно, нужно будет деть куда-нибудь бомжей и бездомных собак. А поскольку эти две категории в представлении чиновников идентичны и одинаково малоценны, то можно ожидать чего угодно. Вспоминается «Евровидение-2005» в Киеве – тогда и бомжи, и собаки исчезли как по команде, правда, вскоре опять появились. В Харькове уже взята на вооружение практика карантинов по районам из-за укусов бешеных животных, в условиях карантина прописана зачистка территории от бродячих животных. А на строительство приютов и ночлежек для бездомных собак и людей, как всегда, чего-то не хватает – то средств, то политической воли, то совести.

Вряд ли удивит зарубежных туристов подорожание проезда в городском транспорте – при опросах иностранных студентов и туристов, к примеру, выясняется, что наши цены достигают европейского уровня, только зарплаты там существенно больше. А тарифы ЖКХ иностранцев тем более не удивят – у них это примерно такая же головная боль, с той только разницей, что они пытаются с ней бороться путем энергосбережения. И дело не только в пластиковых окнах и экономных лампочках. А и в том, что воду, например, выключают, когда она не нужна. Хоть даже на секунду, руки намылить. У нас же по-барски – чего там, нормы потребления, помирать — так с музыкой…

В Харькове туристов встретит метро, в некоторых местах судорожно и скоропостижно дотянутое на окраины, а в некоторых – вообще отсутствующее, несмотря на близость к центру города. В Киеве, если повезет, увидят наземное, и не только то, что на левом берегу, а и новое, если успеют состряпать. Во Львове метро не увидят даже во время чемпионата между Землей и Альфа-Центаврой, то есть никогда. Но там туристам хватит пешеходного старого центра, и метро ни к чему.

Подготовка к чемпионату проходит на фоне других сопряженных процессов. В борьбе за безвизовый режим с Евросоюзом приходится наводить хотя бы косметический ремонт, в том числе и в мозгах. К примеру, борьба с фашизмом у нас имеет локальный и переменный характер. С одной стороны, чтоб не шокировать туристов, со львовских улиц «левые» требуют убрать нацистскую символику, которая там действительно встречается. С другой стороны, в Харькове не дают жизни продавцам немецкой военной формы для историков-реконструкторов. А с третьей стороны, закрывают глаза на факельные шествия национально озабоченных. Кстати, среди футбольных фанатов такого шлака у нас немало, и что с ним делать накануне чемпионата? Как с бомжами и собаками не получится, негуманно вроде, хотя бомжи и собаки часто гораздо безобиднее.

А между тем Япония почувствовала себя Закарпатьем и Чернобылем одновременно, и возник вопрос: что было бы с нашей инфраструктурой при прочих равных условиях? Хотя условия заведомо не равны: страна на островах в океане, с вулканами и атомными станциями, заведомо была готова к подобному каждый день. Жалко будет, если такая цивилизация уйдет на дно. Но катастрофа показала, кто как живет: они строят от катастрофы до катастрофы, а мы – от чемпионата до чемпионата. Или того хуже – от выборов до выборов.

Виктория Найденова, для «Пятницы»

Жена нового русского жалуется подруге:
- Представляешь, недавно прошу у него 200 долларов на салон красоты, а он, сволочь, посмотрел на меня и дал 500.