Школа недалекого будущего
Министр образования Табачник практически не реагирует на студенческие протесты и спешит все успеть до того, как отправят в отставку. Реформы в образовании удивляют, а иногда и шокируют. Но сухие формулировки на бумаге мало о чем говорят. Значит надо задействовать предыдущий опыт. Воспоминания о недавнем пребывании в харьковских школах и вузах помогут понять, к чему может привести реформа в наших интернетизированных, но все же постсоветских реалиях.
Вузовские реформы иногда модифицируются на периферии с учетом местных специфик, да так, что сам Табачник бы удивился. После встречи с Ярославом Грицаком и руководством Львовской области в ХНУ им. Каразина харьковская власть надумала внедрить то, о чем говорили на встрече – пустить самолет «Харьков – Львов» и пропагандировать поступление харьковчан во львовские вузы. Во-первых, если уж так, к слову, то не мешало бы наконец пустить нормальный лоу-кост, то бишь бюджетные авиаперевозки по основным направлениям внутри страны. Но это, понятно, вопрос к власти центральной, а также к акулам авиабизнеса, которые не пускают дешевые услуги на рынок (и так не только в нашей стране – в Грузию из Киева, например, пока можно слетать только на общих основаниях, за бешеные бабки). Во-вторых, инициатива по отправке харьковчан на обучение во Львов довольно неплохая. Но, кажется, власть не вполне представляет себе историю вопроса, несмотря на наличие в штате львовских советчиков вроде Шурмы. Дескать, львовяне едут в Харьков учиться в большом количестве, а харьковчане во Львов – не хотят, и надо сбалансировать ситуацию. Но дело же тут не в плохом настроении или общей вредности характера абитуриентов. Просто во Львове не так много вузов, отсутствуют некоторые специальности, не всегда хорошо налажено сотрудничество с зарубежными вузами, слабее материальная база. Львовян гонит сюда стремление к качеству и количеству, а не туристический интерес – недаром в соответствующих поездах при разговоре с западянами почти всегда выясняется, что в Харькове учились либо они, либо их близкие и дальние родственники. И это даже несмотря на то, что Киев к ним ближе – и ментально, и географически. И не так уж много наберется в Харькове выпускников, которые захотят поступить в какой-нибудь львовский вуз, если аналогичное направление имеется в Харькове – просто для смены декораций и расширения кругозора (хотя кругозор расширится неимоверно, до 360 градусов, точно говорю). Нет, я бы поехала обязательно. Но на меня равняться не надо.
На общегосударственном уровне планируется ввести еще одно новшество – градацию в зависимости от успеваемости. В наибольшей степени будет задет Харьков (просто из-за концентрации вузов). Раньше стипендия была одна для всех, потом – обычная и повышенная, но во все времена она была размером чуть меньше, чем нужно для белкового существования. Теперь она к этому порогу немного приблизилась – в мои студенческие годы, с учетом окружающих цен, это вообще был смех один, исключительно на мороженое. Но и тогда, и сейчас уже на первых курсах от учебы приходится отвлекаться на зарабатывание денег, особенно приезжим, живущим в общагах. Чем больше отвлекаешься, тем хуже учишься, тем меньше стипендия. Но есть хотя бы зарплата. Не отвлекаешься совсем – живешь на повышенную стипендию в 740 грн. Если сможешь. Вечный студенческий парадокс. Вполне устраняемый повышением стипендии до такой суммы, на которую отличнику можно было бы прожить и думать не о подработках, а об учебе.
В школах тоже дела обстоят довольно странно. Наша система образования, как и прочие, реформируется по принципу: «Пока гром не грянет». Нужно было несколько смертей на уроках физкультуры, чтобы задуматься и пересмотреть свои фанатичные настроения по части физподготовки детей. Помню, чего в годы моей учебы стоило отпроситься с урока из-за плохого самочувствия, и как среди мальчишек сказывалась на имидже в классе, скажем так, недостаточная физподготовка – они вечно сражались на турниках и футбольном поле. Изнуряющие скучные кроссы и метание мячиков компенсировались играми – баскетбол не любила, но в 7 классе надолго подсела на волейбол. Поиграть в свободный спортзал даже сбегали с уроков. Вот это, наверно, и критерий для формирования учебной программы – оставить в ней то, из-за чего хочется прогулять алгебру. И физкультура без оценок – не такое уж новшество, в непрофильных вузах такое давно практикуется, в политехе мы получали недифференцированный зачет, где играли роль в основном посещения. И тогда было понятно, зачем такие занятия, и свою функцию они выполняли: после 40 минут шейпинга по Синди Кроуфорд и полуторачасовых заплывов в бассейне организм, измученный сопроматом, свежел, а в мозгу случалась перезагрузка.
Вызывает вопросы и интернетизация школ впереди планеты всей, с необходимостью закупать ноутбуки в кредит за свой счет – от бесплатного образования не остается ничего, и дешевле обойдется частная школа с фиксированными тарифами и адекватным контингентом. И подчистка учебной программы для 11-классников с целью убрать оттуда ненужные предметы неоднозначна. С одной стороны, действительно – отвлекаться незачем, выбирать направление нужно как можно раньше. С другой стороны, не все понимают, кем хотят быть, даже по окончании вуза, а не то что в 11 классе.
Видимо, посчитав, что внезапными изменениями правил вступления в вузы по тестовой системе детей и их родителей не удалось довести до психического расстройства, Минобразования решило соблюсти преемственность власти хоть в чем-то – и вернуло экзамены в 5—8 классах без предупреждения. Учителя успокаивают – это практически те же контрольные, которые все равно ученики писали бы в конце года. Но выйти из-за этого на каникулы позже обычного мало кому захочется – помню, как мы пытались вытянуть на устраивающую нас оценку в году, чтобы не идти на экзамен. Отличники и хорошисты, не желающие на экзамене выгрызать «пятерку» зубами, оказывались на особом положении и освобождались от лишней нервотрепки. Зато в 9 классе оказалось, что те, кто регулярно ходил на экзамены в предыдущие годы, уже опробовали процедуру и привыкли к ней. А те, кто был освобожден, бегали по коридорам с квадратными глазами и заливались валерьянкой. Кстати, далеко не все школьники и в прошлые годы ощущали на себе реформы одновременно. Итоговые контрольные для медалистов, помнится, еще в 2000 году проходили четко по механизму, который через несколько лет был применен для всех в проведении выпускных тестов – писали в чужой школе и под надзором чужих учителей.
На этой почве возникает вопрос: возможны ли протесты против реформ среди школьников? Учителя участвуют в акциях протеста только по разнарядке, в этом мы уже успели убедиться – чего стоят митинги в поддержку действующей власти и разнообразные общественные слушания. Против закрытия школ или смены правил игры в них протестуют в основном родители учащихся. А вот протестов самих школьников, по крайней мере старшеклассников, которым уже по возрасту вполне можно идти на баррикады – пока не замечено. Но с другой стороны, и школьные реформы еще не достигли своего апогея.
Виктория Найденова, для «Пятницы»
- Мамочка, а Саша сказал, что я чудесная девушка. Можно я приглашу его в гости?
- Не надо. Пусть и дальше так думает.
- Харьковские новости
- 2416 просмотров