Лучше перебдеть, чем недобдеть…

аватар: kharkovremont

13_________.jpgПришла весна, и общественники, кое-как перебивавшиеся зимой рейдами в рамках операции «Первоцвет» и налоговыми майданами, вновь встрепенулись. Поводом послужило посягательство на зеленые насаждения в Песочине. «Зеленый фронт» приехал туда с митингом, но поселкового голову на месте не застал, и чудный первоапрельский подарок остался без хозяина. Да и сам конфликт при более близком рассмотрении оказался не таким вопиющим. И меры, предпринятые «зелеными» – скорее превентивны. Но одно точно можно сказать: Песочин такого еще не видел.
Рыжовскому парку в Песочине более 150 лет, он занимает площадь в 25 гектаров. Обустроил его Иван Рыжов, основатель производства церковных колоколов во времена царской России. На территории растут около 120 дубов возрастом не менее 250 лет. Общественность активизировалась еще в 2009-м году, когда Песочинский поссовет принял решение о передаче земли в аренду. Жители обратили внимание на то, что земля относится к Государственному лесному фонду и поселковый совет не вправе ею распоряжаться. В 2010-м году стало известно, что, несмотря на обращения в природоохранную прокуратуру и обещания поселкового головы отменить решение, на выделенном участке планируется строительство высотного дома. По факту речь идет о поляне, расположенной возле парка – сейчас на ней бетонные ошметки, арматура, мусор и даже небольшой котлован, покрытый сухой прошлогодней травой. В общем, о том, что территория кому-то больно нужна, говорить не приходится. Но местные жители боятся, что строительство развернется настолько, что захватит зеленые насаждения.
Поселкового головы Александра Чернобая на месте не оказалось, хотя об акции «зеленые» сообщали заранее. Голова приходил на поляну перед митингом, с утра пораньше, общался с журналистами и сообщил, что застройщики не собираются рубить деревья, а даже благоустроят территорию и установят детскую площадку. Представители застройщика добавили: и еще водовод и трансформаторную подстанцию. Но это все было до приезда активистов и собрания местных жителей, позже чиновники испарились. На митинге, довольно многочисленном как для поселка, собрались уже в основном противники строительства, и робкие попытки сторонников (или сотрудников?) поселкового головы перетянуть одеяло на себя встретили бурное сопротивление – песочинская громада замахала руками и хором затюкала агитаторов.
После этого приезжие и местные активисты направились к поселковому совету, вручать голове мешок с сухарями – как прозрачный намек на возможные последствия управленческих решений. Сухари собирали целую неделю в офисе общественной организации, принимали по чуть-чуть от всех желающих, так что в мешке попадались экземпляры разных размеров, сортов и степени засушенности. Но продукт натуральный, без ГМО, шутили активисты. На рабочем месте чиновника тоже не оказалось, хотя день был что ни на есть приемный. Поэтому сухари вместе с устрашающим транспарантом сначала оставили на пороге поссовета, а потом была предпринята попытка отнести их в высокие кабинеты местной власти. Но власть вела себя неприветливо: из кабинетов выпроваживала, представляться отказывалась, хотя в ответ требовала паспорта, фотографировать мешала, так что активисты потолклись хаотично в коридорах некоторое время, добились таки принятия обращения в канцелярии да и спустились вниз, к народу.
А туда тем временем подтянулись и сторонники строительства – в несоразмерно меньшем количестве, чем экологически настроенные жители, но вполне достаточном для того, чтобы учинить горячую бескровную перепалку на тему: «Кто больше сделал для поселка?». Оставив громаду решать сей мировоззренческий вопрос, мы потихоньку удалились на экскурсию по Рыжовскому парку, благостно вздыхая, что теперь уж точно все наладится.
Но если по-честному, поляна на подступах к вековым дубам выглядит сейчас бесхозным пустырем, и в мозгу застройщика она действительно никому даром не нужна, а значит, пригодна для строительства – ведь строят у нас не поведя бровью и на гораздо более облагороженных территориях. Местные сами виноваты: одно дело – рука власти, неумолимо штампующая странные решения, но другое дело – встречный пиар, который не только в митингах и шествиях. А и в том, чтобы своими силами убрать от «космического мусора» пустырь, посадить там деревья, поставить самодельные качели, разбить клумбы. Тогда и громада охотнее ляжет костьми, и застройщик почешет репу да и отступит. Телевизионная картинка с бульдозером, сносящим песочницу, – это же ад для любого бизнесмена, если на бульдозере, не дай Бог, стоит логотип его строительной компании.
В конце концов, мало стучать по заборам застройщиков в Лесопарке, надо действовать на опережение – например, обнести забором из подручных материалов Рыжовский парк, пусть хлипким и схематичным, но хотя бы обозначающим отношение громады к этой территории и потребность в ней. Пора ставить свои заборы в местах, где «все вокруг колхозное, все вокруг мое» – так оно будет наглядней.
Борьба с происходящими и грядущими нарушениями и посягательствами идет с переменным успехом. К примеру, за пятихатские «березки» уже сидят. А за дорогу в парке Горького и не думают садиться. Милиция во время операции «Первоцвет» демонстрирует чудеса игнора, однако количество точек уменьшается, торговцы испытывают дискомфорт, невиданный в предыдущие годы – что уже плюс. Сухостой и не сухостой во дворах рубят по-прежнему, но теперь чаще возят с собой разрешительные документы, если таковые имеются. Прошлогодняя история с песчаным карьером в Жихаре добавила нарушителям осторожности, а активистам – адреналина. После субботников количество свалок на пустырях не уменьшается, но теперь приучены не мусорить у себя во дворах хотя бы те, кто поучаствовал в субботниках.
Одно примечательно: бардак происходит при любой власти. Тот же конфликт с Рыжовским парком зародился задолго до прихода к власти «регионалов», другое дело, что и они не потрудились его разрулить. И недосягаемость власти ровно после проведения выборов, похоже, постоянна. Уж в этом-то наблюдается преемственность. Достучаться до своего головы песочинцам не легче, чем харьковчанам до своего мэра. Разница в одном: чем меньше населенный пункт, тем лучше все друг друга знают. И потому, наверно, громада Песочина на своем митинге гораздо быстрее вычисляет провокаторов, а о каждом соратнике поселкового головы с ходу может рассказать всю подноготную, в том числе и прямо в глаза. Народ более информирован, а значит и более активен – на митинг возле Рыжовского парка собралось немного народу, но если соотнести пропорции с Харьковом, то по твердому убеждению «зеленых», если бы такой процент харьковчан пришел защищать парк Горького, все бы получилось. А с ростом численности населения растет и безадресность, и безответственность – в мегаполисе, где всех в лицо не упомнишь, легче и воровать, и скакать из одной партии в другую. Так что неудивительно, если Песочин решит все свои проблемы раньше Харькова.

Виктория Найденова, для «Пятницы»

 

- Обвиняемый, у вас есть алиби?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я должен подумать…
- Четырех лет хватит?