Место жительства – пустота

аватар: kharkovremont

16_1.jpgМы уже привыкли и почти их не замечаем. Потому что пробегаем мимо, уткнувшись глазами в асфальт. Но стоит поднять голову и увидеть «безглазый» каркас недостроенного дома, как становится зябко и тревожно.

Сразу вспоминается «перестроечное» время. Накануне горбачевских реформ жилье возводили уже не так часто, как в период брежневского заводского бума, но все же строили. Когда стало совсем туго, советские строители оставили все недоделанные жилые дома как есть. Без охраны, ограды и перспектив. После этого лет 20 никто ничего в нашей стране не строил, а поросшие травой участки с голыми стенами служили своеобразным памятником эпохи тотального развала.
Когда в середине 2000-х начался строительный бум, казалось, что больше такого не повторится. На жилье был бешеный спрос, а вся система застройки радикально отличалась от советской. Большинство домов «ставили» на условиях предоплаты, с будущими жильцами заключались договора, давались обещания и гарантии. Но… Случился пресловутый кризис-2008, и все стройки остановились. Паралич охватил не только мелкие строительные конторки, которые как грибы разрослись на фоне модной темы строительства, но и крупные компании. Пайщикам ничего не оставалось делать, как просто ждать. Многие из них ждут по сей день…
Пресловутый жилищный вопрос – это своеобразный отличительный признак нашего общества. Всем всегда не хватает квадратных метров. Поэтому вокруг этой темы процветает коррупция и всякие прочие злоупотребления. Скандалы со взятками, «пирамидами», нарушениями строительных норм, незаконными выделениями участков и т.п. всегда на слуху. Но редко кто смотрит на проблему глазами тех людей, кто вложил деньги в строительство. Я имею в виду не владельцев компаний, а пайщиков. Ведь недострой – это не только проблема застройщика, пытающегося избежать банкротства, или проблема городской власти, старающейся «причесать» город перед ЕВРО – 2012. Это, в первую очередь, проблема самого обычного харьковчанина, который из последних сусеков наскреб средства, чтобы решить наконец жилищный вопрос. А в ответ – тишина. Ни денег, ни квартиры, ни перспектив.
Ветки харьковских форумов пестрят грустными рассказами обманутых пайщиков, звучат названия компаний: МКДУ, «Монолит», «Экипаж»… Вот семья продала свою квартиру, вложила деньги в строительство новой – большой, удобной и поближе к хорошей школе, куда вскоре должны были пойти дети. На период (несколько месяцев) до сдачи жилья в эксплуатацию они переселились к пожилым родителям. За время, пока эта семья ждет положенные ей квадратные метры (третий год), все переругались – потому что жить с родителями невозможно, дети пошли совсем не в ту школу, которая планировалась, денег, чтобы вложить в другое жилье, нет, и сил отстаивать свои права тоже почти не осталось. Есть люди, которые вселились в свою квартиру, но в ней нет ни света, ни газа, ни прочих удобств. Есть люди, которые просто не дождались своего жилья. Не в том смысле, что купили новое, а в самом прямом.
Эта тема неисчерпаема. И «Пятница» предлагает высказаться всем пострадавшим пайщикам. Присылайте свои истории – обязательно опубликуем.

Ксения Зайцева, для «Пятницы»

В тему:
Этапы развития рынка:
- 1990-е годы – нет товаров;
- 2000-е годы – есть товары, нет денег;
- 2010-е годы – есть товары, есть деньги, нет покупателей.