Точку сборки изменить нельзя
В наше время площади больших городов становятся стратегическим объектом. Теперь на них вряд ли сядет вражеский самолет. Но есть другие угрозы. Мест, где может скопиться большое количество людей, в Харькове достаточно, и власть их постоянно контролирует – ведь непонятно, какие именно люди захотят однажды собраться там в большом количестве, и что из этого выйдет. Не говоря уже о том, что площадь – это офигеть сколько свободной земли в самом центре города.
Пока реакция громады на захват территории площади Свободы в случае чего была бы очевидна, власти пытаются использовать это пространство для пиара и увеселения. Попутно заботясь о том, чтобы пустое место в центре города, не отягощенное перекрестным дорожным движением, не оставалось пустым ни на секунду. В других городах я не помню такого, чтобы на площадях размещались картинги, ярмарки, парки динозавров, песочных и ледовых скульптур – но там для этого нет и технологической возможности, а не только политической воли. В период рабочих будней площадь используют довольно прагматично, как если бы это был пустырь на окраине – но ни на что другое она и не годится. С учетом того, что свято место пусто не бывает, и с контрреволюционной точки зрения спокойнее, когда на этом полигоне стоят сфинксы из песка, а не бродят колоннами протестующие. А так даже в случае обоснования революционеров на маленьком свободном клочке площади телевизионная картинка очень страдает, а с ней и имидж революционеров. Сложно воспринимать серьезно комментатора, стоящего с плакатом на фоне гигантских матрешек или динозавров. У особо впечатлительных от такого зрелища семантический коллапс может приключиться…
Дислокация площади коварна – большая часть пассажиропотока проходит по подземному переходу, основная надежда митингующих – это народ, проезжающий мимо по Сумской. В связи с чем митингующие должны рассчитывать размер шрифта на своих протестных транспарантах так, как это делают производители наружной рекламы – чтобы пассажиры маршруток, проезжающих мимо, успели за пару секунд прочесть, осмыслить и проникнуться месседжем. Чаще это получается на хорошо организованных пикетах, где лозунги отпечатаны на гламурных клеенках километровыми буквами. Реже – в том случае, если под окна облсовета выходят три с половиной искренних энтузиаста, за которыми никто не стоит. Правда, в последнее время проплаченные и организованные часто маскируются под стихийный протест, рисуя плакаты от руки, так что тут черт ногу сломит.
Местные власти, думаю, были бы счастливы, если бы их учреждения находились в узких улочках, а не выходили окнами на самую большую площадь Европы и на еще одну площадь, слегка поменьше. В идеале город должен был бы выглядеть, как деловые кварталы Нью-Йорка – стрит, авеню, стрит, авеню, и все это в стекле, бетоне и узеньких тротуарчиках. Хотя, как показывает практика и видео на YuoTube, протестные марши, когда таковые имеются, проходят по проезжей части городов в западных цивилизациях, просто потому, что берут количеством и целеустремленностью, как бразильский карнавал.
Площадь Свободы используют, но не берегут. Военная техника гусеницами покоцала асфальт в прошлом году. В этом парад военной техники передумали проводить – и слава Богу, должно же от площади остаться хоть что-то хотя бы до Евро-2012, а там гори оно все огнем…
Зритель, никогда в Харькове не бывший, с учетом преувеличения, которым всегда страдают телетрансляции, конечно, видит нашу площадь и офигевает от масштаба. Прибыв на место и увидев это в реале, понимает, что масштабы скромнее, как в случае с любой достопримечательностью, красиво заснятой или сфотографированной, а потом увиденной вживую. Но большинство проводит жизнь, не отрываясь от телеэкрана, так что подвох вряд ли будет окончательно разоблачен.
Понятно, что площадь Свободы не будет в таком виде всегда, хотя и сейчас у нее нет постоянного лица – одни маски. Внутригосударственные веяния времени, коммерческие соображения и непрозрачные намеки из Европы вынудят однажды перенести куда-нибудь не только памятник «пятерым, несущим холодильник», но и памятник Ленину, который пока тренируются то занавешивать, то затирать на видео. Пока же он отлично выполняет функцию места встречи и последующих посиделок – со ступеней периодически пытаются сгонять детвору, но с переменным успехом.
Если площадь нельзя занять чем-нибудь, ее можно реконструировать до неузнаваемости. И я сейчас не столько об упомянутом памятнике, сколько о деревьях возле Покровского собора, якобы подвергнутых кронированию. Ключевое слово – якобы. Похоже, я начинаю понимать тезисы о созидании. В данном случае оно – именно в разрушении. Посадить дерево, ждать, пока вырастет – это долго и скучно. Минимум затрат времени и сил с максимальным эффектом даст обычная вырубка. Или спил кроны до состояния трехметровых пеньков. Буквально секунда дела – и все, теперь так будет всегда, изменения необратимы, а их автор вошел в историю задешево. А что до предстоящей реконструкции, то для власти идеальным был бы вариант с максимальным количеством клумб, фонтанов, заборов или узких тротуаров – чтобы митинговать там стало так же неудобно, как, например, под стенами горсовета.
Столица, как обычно, подает пример. Занимать перекрытый на выходные Крещатик толпой танцующих детей в рамках проекта «Майданс» – это хотя бы на ближайшее неспокойное время есть гарантией того, что по субботам революции отменяются. Потому как дети – это святое, и электорат триста раз выберет смотреть этот проект, нежели трансляции «Лебединого озера», которым у нас традиционно сопровождаются государственные перевороты. Это очень классный симулятор для мирного поколения – они так рыдают при поражении, будто половину их толпы расквасило танками только что. И радуются так, будто только что подорвали здание Верховной Рады. Но разница в том, что войны нет, есть вялотекущий стабилизец, а эмоции куда-то девать надо, надо куда-то выпускать пар, а попутно учиться ходить строем и делать синхронные движения, так что пусть лучше танцуют, правильно? За свою порцию эндорфина поучаствовать во всеукраинском саундтреке и кордебалете, сопровождающем глобальный распил всех оставшихся ресурсов – это всегда пожалуйста, тем более, если находишься в таком возрасте, когда политика еще не интересует. А предела терпению нет – танцуют все, даже голодные и в лохмотьях, как показывает всемирная история…
«Танцы с кастрюлями на головах» как отвлекающий маневр – очень популярен. День гнева 14 мая уже ненавязчиво пытаются растворить в информационном потоке путем объявления всеукраинского субботника в этот же день. Кстати, слоган «Сделаем наши улицы чище», как и весь остальной текст телеролика, рекламирующего субботник, так классно ложится в концепцию протестов, что просится на ум идея трэш-рекламы – с этим текстом и видеорядом, повествующем о Дне гнева. Уже понятно, что в любом городе страны акция будет для ее организаторов таким себе бегом с препятствиями. Но что конкретно сочинят харьковские власти на площади Свободы в день проведения этого митинга, пока неясно. Пожуем – увидим.
Виктория Найденова, для «Пятницы»
В тему:
Когда другого пути нет, легче найти правильный.
- Харьковские новости
- 1802 просмотра