Собственной памяти старше
Жестокая война унесла миллионы жизней. Никого она не щадила – ни стариков, ни женщин, ни детей. Особенно трагичными оказались судьбы самых маленьких наших сограждан, тех, кого сегодня принято называть «дети войны».
С первых дней оккупации Харькова все местное население ощутило на себе установление «нового порядка». Истребляя советских людей, фашисты зверски уничтожали даже малолетних. Ворвавшись в город, они забрали все продукты в детском доме по улице Артема, отчего 170 малышей умерли от голода, а их маленькие тела были выброшены на кладбище.
А по улице Проезжей, в доме № 32, без малейшей на то причины оккупанты расстреляли троих детей семьи Белоусовых в возрасте 4, 11 и 16 лет, а их трупы облили бензином и сожгли.
Милиционер Тимофей Дмитриевич Тютюнников жил на улице Тарасовской, 2, и был оставлен в оккупированном городе для диверсионной работы. 14 марта 1943 года незадолго до первого освобождения Харькова он был расстрелян немцами. Вместе с ним были расстреляны и его жена Пелагея, и двое детей – Дмитрий и Тамара. Благодаря счастливой случайности, маленькая Тамара выжила. Оставшись сиротой, проведя детство в детском доме, прожила она долгую жизнь, и лишь спустя 60 лет, благодаря документам Государственного архива Харьковской области, узнала настоящую дату своего рождения.
Еще хуже было положение детей в концлагерях. В то время как Ирена Сендлер, рискуя жизнью, вывозила из Варшавского гетто 2500 детей, спасая их от неминуемой гибели, медсестры Клара и Пфани в лагере Освенцим хладнокровно и безжалостно утопили в бочке свыше 1500 новорожденных.
Видя, как от рук врага погибают родные и односельчане, невзирая на свой юный возраст, многие ребята находили в себе смелость и мужество противостоять врагу. Одержимые идей отмщения за смерть земляков и страдания своих близких, они изо всех своих еще детских сил боролись.
Так, в селе Пархомовка Краснокутского района, которое оккупанты захватили 9 октября 1941 года, поработителям самоотверженно противостояла партизанская группа под командованием К. Н. Випрецкого. Но уже 10 октября нашла вражеская пуля юного партизана Виталика Муковоза. А произошло это так. Советские воины отступали из села, в то время как с другого конца в него уже ворвались фашисты. Красноармейскому подразделению нужен был проводник, чтобы показать самый короткий и безопасный путь. Им добровольно вызвался быть ученик седьмого класса местной школы пятнадцатилетний Виталик Муковоз, который и вывел незаметно подразделение через лес. Когда мальчик возвращался в село, его остановил немецкий патруль и недалеко от родного дома расстрелял…
Жителям пгт Буды Харьковского района хорошо известно имя Георгия Фомина – тринадцатилетнего мальчика, расстрелянного фашистами. Вместе с другими мальчишками Жора собирал патроны, мины, снаряды, гранаты и все это прятал в сарае под сеном, а потом передавал народным мстителям. Кто-то из жителей Буд сообщил об этом в немецкую комендатуру. Захватчики окружили дом по улице Фаянсовщик, 23, всех жителей согнали в подвал и сделали обыск квартир и сараев. Георгия вывели из подвала и повели в комендатуру, где его пытали, допрашивали, кто был с ним и у кого еще есть боеприпасы. Мальчик мужественно молчал. Его расстреляли. В память о подвиге юного героя одну из улиц Буд назвали именем Георгия Фомина.
Подполковник Григорий Гулько неоднократно описывал события, произошедшие в Мартовой в феврале 1943 года. Тогда фашисты выгнали всех мужчин села Мартовое Печенежского района на строительство укреплений, а всех остальных жителей согнали в полуразрушенное здание местной школы. Разозленные успехами советских войск, немцы сожгли село дотла. Убедившись, что никого из жителей на его территории не осталось, враги замаскировались на окраине и начали ждать советскую разведку. Пионер Павлик Поддубный под самым носом у гитлеровских патрулей пробрался за село. Внезапно он увидел людей в белых маскхалатах, ползущих по направлению к Мартовой. Мальчик понял, что это советские разведчики и что сейчас их схватят немцы. Не задумываясь об опасности, Павлик бросился им навстречу. Он бежал и кричал: «Там немцы! Там немцы!». Когда же понял, что разведчики его услышали, он развернулся и побежал обратно к селу, но был схвачен немцами. Несмотря на пытки, которым подвергли Павлика, он не произнес ни слова, и так и не попросил пощады. Павлик погиб, но спас жизнь советских воинов. В честь юного героя пионерской дружине средней школы села Мартовая было присвоено имя Павлика Поддубного.
Настоящего восхищения достоин подвиг дочери железнодорожника шестиклассницы Раи Балаговой. 25 марта 1942 года противник совершил авианалет в районе станции Шиповатое. Испугавшись за жизнь отца, дежурившего в эту ночь, Рая побежала к нему. В полутора километрах от станции, на железнодорожном полотне, она увидела воронки от бомб – пути были полностью разрушены. Девочка с ужасом представила: если сейчас из-за поворота появится поезд, то будет страшная авария. Несмотря на 20 градусный мороз, она осталась на разбитом пути ждать состав. Ждать пришлось долго. Когда же, наконец, показался поезд, Рая изо всех сил стала махать платком и кричать. Машинист понял, что это сигнал и остановил состав. Девочка лишилась чувств. Придя в сознание, она узнала, что спасла целый эшелон воинов 13-ой гвардейской стрелковой дивизии. В 1965 году награда нашла героя – Раисе вручили медаль «За боевые заслуги», к которой ее представили еще в 1942-ом.
Судьба девятилетнего харьковчанина Володи Уралова сложилась иначе – мальчик смог уговорить красноармейцев взять его с ними на фронт. И солдаты не пожалели об этом. Маленький воин 70-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона спас жизнь тяжелораненому подполковнику, оказал помощь оставленному в лесу контуженому бойцу. За участие в Ясско-Кишиневской операции и освобождение городов Плоешти, Роман, Бакэу, Берлад, Хуши воспитанник батальона получил благодарности Верховного Главнокомандующего. Дойти до Берлина Володе не удалось – в 1944 году по приказу командира его демобилизовали и он вернулся в родной город продолжать учебу в школе – пошел в пятый класс.
Если раньше любой школьник мог не задумываясь назвать несколько имен пионеров-героев, таких как Леня Голиков, Марат Казей, Зинаида Портнова, то сегодня, спустя двадцать-тридцать лет, они не могут вспомнить и одного имени. Вот так из народной памяти вместе с советской историей стираются и воспоминания о погибших патриотах. И остались в тени имена наших славных и отважных маленьких героев. А имена юных самоотверженных харьковчан вообще мало кому известны.
Никто не может сказать, сколько детей погибло за время оккупации Харьковской области, их кровь проливалась повсеместно – и в Дробицком Яру, и в Сокольниках, и во время эвакуации. Те же, кому посчастливилось пережить все тяготы и лишения военного лихолетья, сразу после победы взяли на себя эстафету сохранения памяти о тех далеких событиях. И сегодня дети войны, наряду с фронтовиками, являются свидетелями и участниками тех событий – живыми носителями истории.
Евгения Петренко, для «Пятницы»
Тот, кто не изучает историю, повторяет ее ошибки. Тот, кто изучает историю – сумеет ошибиться по-новому.
- Харьковские новости
- 2092 просмотра