Хорошо забытое старое

аватар: kharkovremont

14.jpgВот все говорят: выборы, выборы… Хитрят, мудрят, на рекламу тратятся. Высоколобых умников из-за бугра выписывают, дабы половчее врулить соотечественникам залежалый товар. Нет бы обратиться к опыту предков: дешево, сердито, а главное — на удивление эффективно.

Махнем-ка в лютую зиму 1930—1931 годов. Тем более что и компания подходящая имеется — толпы агитаторов и уполномоченных, разлетевшихся по селам харьковской пригородной зоны. Причем не просто так, а с важным поручением — подготовка и проведение перевыборов местных органов власти. Более других «повезло» Безлюдовке — туда отправили командиров и красноармейцев 6-го кавалерийского полка войск ГПУ.
Отдадим должное воинам-чекистам. Они были куда честнее нынешних политтехнологов и не отбивались руками и ногами от обвинений в преднамеренном расколе общества. Наоборот, считали его своим самым весомым достижением: «Организовали бедноту, обострив отношения последней с зажиточно-кулацкой частью села».

«Обострить» было совсем нетрудно. Приезжие товарищи без труда доказали «аборигенам», что «хлебо- и мясозаготовки легли всей тяжестью на бедняцкую и середняцкую массу», а кулаки отделались легким испугом. Почти как в 2004-м: трудовой восток Украины кормит националистический запад. Но только чекисты пошли дальше «бело-голубых» агитаторов — добились проведения переобложения по мясозаготовкам. А вот конечный результат мероприятия был по-современному эфемерным: денег, ожидавшихся от «восстановления справедливости», беднота так и не получила. Вместо них вручили облигации «Пятилетка в четыре года». Ловко, не правда ли?

Добиться благосклонности самой преданной части электората — женской — было еще проще. Ибо запросы «жінки-трудівниці» сильно отличались от запросов харьковских студенток начала XXI века. Достаточно было самой малости — организовать в селе детские ясли. Нет, не навсегда. Всего лишь на дни проведения собраний и выборов. Проблем с помещением — никаких: осталось жилье раскулаченных. С персоналом еще проще: а для чего существует пионерский отряд?

Красногалстучная молодежь была не только активнее и дешевле нынешней джинсовой. Она еще и прибыль приносила! Именно пионеры стали агитаторами за «добровольную сдачу излишков с/х продуктов» на специальный обоз для чекистов в честь XIII годовщины ВЧК-ГПУ. Правда, иначе как в сопровождении воинов, по хатам они не ходили.

Меры предосторожности были вполне обоснованными. Ребятню, не достигшую не то чтобы электоральной, но и какой-либо иной зрелости, тогдашняя власть использовала с беспредельным цинизмом. Прячась за чахлыми детскими спинами, взрослые пытались решить свои собственные проблемы. Вариант беспроигрышный: пройдет — хорошо, отметелят пионера — еще лучше. Так завопим о «кулацких зверствах», никому мало не покажется!

Четырнадцатым пунктом «детского наказа» кандидатам в сельсовет жихарские «павлики морозовы» попытались провести закрытие местной церкви. Хорошо, что всполошились матери сопливых атеистов! «З приводу цього піднялась ціла буча, — жаловался уполномоченный харьковскому руководству, — мало не зірвали збори. Особливо активно виступало проти цього пункту жіноцтво».

Работавший в Жихаре «ответственный товарищ» оказался куда умнее многих современных политиков. Ему и в голову не пришло объявить врагами добрую половину электората! «Крайним» назначили одного лишь попа: успел, коварный, провести соответствующую «работу»!

Нет, нам не понять всей уникальности тогдашней ситуации. В стране, где любого, хоть отдаленно напоминавшего врага, к избирательным урнам не допускали на пушечный выстрел, за голоса электората, тем не менее, приходилось бороться. Страшнее идеологических оппонентов были собственные биографии и «геройские» деяния кандидатов. Зато и отбеливали их лихо!

Действующего председателя коротичанского сельсовета (он же — претендент на новый срок) за неделю до выборов задержали чекисты станции Люботин. Возможно, хватило бы и милиции, если б не «заботливый» земляк. Стрелков ГПУ вызвал находившийся там же односельчанин «головы». Как-никак, на станционном полу в стельку пьяным спал не абы кто — представитель власти…

Слух о происшествии домчался до Коротича со скоростью курьерского поезда. Но его дальнейшее распространение жестко пресек бдительный уполномоченный товарищ Попов. Цитируем с сохранением орфографии: «Классовый враг хотел сорвать нам вибори поставив нас в сомнительность на что нам пришлося разбить иго брехню…»

«Разбили» просто: собрали партячейку и объявили, что «голова» заснул от усталости. Кто пожелает спорить с представителем Харьковского горсовета? Даже если одна уже дата задержания говорила в пользу «классового врага». Ну не бывали тогда сельчане трезвыми вечером 7 января!

Да и не только седьмого. Уполномоченный по Яковлевке Туржанский попытался провести предвыборное собрание «на Василя» (старый Новый год). Результат оказался удручающим: «Удалось зібрати виборців відсотків 60, з яких з’явилась половина п’яними, тому проводити збори не було можливості…»

Однако опытный политбоец не растерялся и вспомнил о «мастерах культуры». В Харьков полетела депеша: пришлете кинопередвижку — соберу людей! Заметьте: не «поющие трусы» вымаливал и не Филю с «примадонной» клянчил. Однако же эффект был ничуть не слабее. Умели прадеды обходиться малым! А ежели кто решит повторить их подвиги, то пусть, прежде всего, перечитает проникновенные строки, посвященные пионерам.

…Воспитанники детских садов до сих пор еще остаются неохваченными.

Эдуард ЗУБ, для «Пятницы»

— Доктор, помогите мне: руки трясутся — хоть плачь!
— Выпиваете много?
— Да что вы, почти все расплескивается!