История окон

 

История окон

Прежде чем принять современный облик окно прошло длинную историю: от того момента, когда оно являлось просто отверстием в стене до сложной современной конструкции, способной поддержать любое архитектурное решение. Преобладающей формой современного окна является прямоугольная. Но для того, чтобы установилась эта лаконичная форма, архитекторы тысячелетия экспериментировали - от эпохи к эпохе менялась архитектура окна, повторяя главные тенденции архитектуры времени вцелом.

 

Какое простое определение можно дать такому понятию, как «окно»? Это световой проём в стене здания, который является также смотровым и вентиляционным отверстием.

В древности способов защиты проемов от стихии еще не было, поэтому жилые дома практически не имели окон (человек хотел отгородиться от опасностей внешнего мира - сил природы, злых духов, диких зверей, птиц и т.д.). Так археологические раскопки свидетельствуют о том, что в IV тыс. до н.э. - IV в. до н.э. в Двуречье (территория древняй Месопотамии - современный Ирак) окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия. Фактически их и можно назвать прародителями окна. Эти отверстия для выхода дыма из первобытного жилища обеспечивали некоторую освещенность помещения и поступление свежего воздуха.

В древнейших постройках цивилизаций Средиземноморья - Египта, Греции, Римской империи свет, как правило, проникал только через внутренний дворик. В греческих постройках окно было редкостью, и имело вид узкой щели. Большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей.

Различные стилевые решения, традиции народов и климатические условия местности накладывали свой отпечаток на формы, размеры и конструктивные особенности окон и дверей, оставляя неизменным их функциональное назначение.

Несмотря на то, что стекло было впервые «обнаружено» финикийцами около 5000 г. до н.э. (фрагменты самого раннего непрозрачного стекла, датируемые XVI в. до н.э., были найдены в Месопотамии), развитие технологий, позволяющих широко использовать этот материал растянулось на века.

Основным толчком к развитию архитектуры окон стало зарождение в начале нашей эпохи на территории современной Сирии стеклодувной техники. Однако есть основания полагать, что в это же время существовала и технология литья, которой пользовались для получения листового стекла довольно больших размеров.

До наших дней сохранились стекла из римских домов размером 30x30 см, а археологические раскопки показали, что в Помпеи были стекла еще больших размеров - 100x70 см при толщине 13 мм. (самое древнее окно археологи нашли в бане! Окно (размером 1х1.7 метра) располагалось под самым сводом бани в Помпеях. В него была вставлена бронзовая рама, застекленная толстым 13 мм матовым стеклом.)

После распада Римской империи стекольное ремесло пришло в упадок. Технология производства оконных стекол была забыта, и больше никогда не возобновлялась.Новый способ производства оконного стекла был разработан только через несколько столетий, т.е. в средние века. Этот способ принципиально отличался от древнеримского.

В период раннего Средневековья окна в жилищах закрывались ставнями или масляной бумагой.

В XI в. в Германии были изготовлены первые стеклянные листы по технологии, получившей последующее развитие в XIII веке в Венеции. Тогда выдувались полые стеклянные сферы, которые под действием гравитации растягивались в цилиндрические тела. Далее они обрезались по длине и раскатывались по плоскости. Такие оконные стекла, известные как «лунные стекла», окантовывались и соединялись краями до размера оконного проема.

Вплоть до XVIII в. «модные» застекленные окна имели мелкий переплет. Но не только возможности технологий изготовления стекла диктовали конфигурацию окна. Иногда это могли быть, например, сборщики налогов. Слуховые окна были популярны в средневековой Германии. Они сыграли хорошую службу для любителей уклоняться от налогов. В то время домовладелец платил налоги за этажи - от земли до крыши. Слуховое окно давало свет еще одной комнате под крышей, за которую не надо было платить.

Естественно, влияла на конфигурацию окна и средневековая «мода». В XV веке появились итальянские трехчастные окна с крестообразным переплетом, «оберегающим» хозяев от нечистой силы. В период Ренессанса окно приобрело прямоугольную форму. Барокко же превратило "отверстие для света" в самостоятельное художественное произведение.

Но настоящим средневековым чудом стали витражи. Витраж широко использовался для архитектурного оформления готических храмов. Позже в виде витражей начали выполняться гербы городов в городских ратушах и других зданиях общественного назначения. В подражание этому дворянские дома стали оформлять семейные гербы в виде витражей.
Искусство витража достигло наибольшего расцвета в эпоху Возрождения. Слово витраж происходит от французского vitre - оконное стекло. Кроме разноцветного стекла в витражах использовались стекла, расписанные красками. По описанию монаха Теофила в XII в. витражи изготавливались следующим образом. Заранее нарезанные и хорошо подогнанные друг к другу куски цветного стекла обертывались по краям полосками свинца. Обернутые куски раскладывались на столе и плотно подгонялись один к другому, а затем свинцовые перемычки спаивались припоем из сплава олова и свинца. Как видите, восхитительные световые узоры средневековых храмов стали возможны только благодаря смеси искусства и передовых технологий того времени.

Лунный способ производства сделал листовое стекло доступным. Но в XVII -XVIII в. во Франции была разработана  новая технология изготовления плоского стекла. Пришедший на смену «лунному» более совершенный «халявный» способ позволил изготавливать стекла большой прозрачности и размеров. Он использовался во всем мире почти в течение двух столетий и существенно расширил сферу их применения - в качестве зеркал, например, в Зале зеркал Версальского дворца, для окон больших размеров, получивших название "французский балкон".

По существу, это было усовершенствование средневекового способа выдувания, в результате которого получался цилиндр. «Халявой» называли массу стекла на конце выдувной трубки. Она доходила до 15-20 кг и из нее в итоге получались листы стекла площадью до 2-2,5 м2.
Этот способ позволил получить относительно недорогое оконное стекло хорошего качества. Таким образом, в XVIII веке проблема светлого и теплого жилища была разрешена.

«Халявный» способ почти не поддавался механизации, а потребности в оконном стекле росли быстрыми темпами. Поэтому в начале XX в. в промышленность был внедрен механизированный процесс производства стекла. В основе его лежало наблюдение американца Кларка, сделанное в первой половине XIX века. Американский изобретатель заметил, что если на поверхность жидкого стекла положить железный стержень-«приманку», а затем поднимать его, то стеклянная масса приклеится к стержню и потянется за ним в виде полотна. При остывании на воздухе получается стеклянный лист. Однако он получался не с параллельными кромками, а в виде клиновидного полотнища. Следующим шагом на пути разработки механизированного способа было изобретение бельгийца Фурко. Он предложил положить на поверхность расплавленной массы керамический брус-«лодочку» с продольной щелью. Керамика легче расплавленной стеклянной массы и потому лодочка плавает на поверхности. Если нажать на лодочку, то расплавленное стекло выдавливается из щели. На нее опускают «приманку» и тянут вверх. Если скорость подъема приманки будет равна скорости выдавливания стекломассы, то получится правильное полотнище с параллельными кромками. Дальнейшее завершение решения проблемы дело техников и конструкторов. Можно установить подъемные валики, холодильник и другие вспомогательные приспособления. Большинство современных стёкол до сих пор производятся по данному методу. Варьируются только некоторые технологические особенности.

Если обратиться к истории русских окон, мы увидим, что технологии были весьма своеобразны и развивались не так быстро, как в Европе.

На территории древнеславянского государства археологи многократно находили фрагменты стеклянных кругов диаметром 200-250 мм с хорошо заделанными кромками. Ученые сходятся во мнении, что эти стеклянные круги служили для остекления окон крупных общественных зданий, например храма Софии Киевской и других церквей домонгольской Руси. Считают, что славяне придумали оригинальный способ их производства. Вначале выдувался сосуд, похожий на конусообразный графин. Дно этого «графина» обрезалось, а кромка завертывалась.

Но, по-видимому, технологии были утеряны. И история защищенных окон начинается заново с узкого волокового окошка из кожи или слюды, выпиливаемое из куска стены. Оно предназначалось для выпуска дыма и получило свое название от задвижки волока, при помощи которой закрывалось (задвижку использовали из-за больших морозов, она как бы «заволакивала» оконный проем.).

Волоковое окно сменило четырехугольное «косящее» окно, вставляемое в стенной проем. Оно состояло из двух косяков - отсюда и название. В колоду вставлялась оконница - деревянная рама, в которую входили слюдяные или паюсные (сделанные из бычьего пузыря) «стекла», они практически не пропускали солнечного света, но в фольклоре именовались не иначе как «хрустальными».

Стекольчатые окна появились лишь во второй половине семнадцатого века. В некоторых окнах сочетались кусочки стекла и слюды. Они были различных форм: от совершенно круглых до окон в форме буквы «Д». Снаружи окна закрывались ставнями, изнутри затворялись причальниками. Щели между стеной и колодой закрывались наличниками, покрытыми ритуальным орнаментом.

Большие оконные проемы в России начали делать при Петре Первом. В строящемся Петербурге появились и реальные образцы, которым надлежало следовать архитекторам по указу царя, - Летний и Зимний дворцы, дворец князя А.Меншикова. "Французский балкон" не прижился из-за климата.