Плитка керамическая

Плитка керамическая, кафель.

 

Керамическая плитка – один из самых старых строительных материалов, но, несмотря на свой возраст, она до сих пор не выходит из моды, т. к. обладает длинным списком ценных преимуществ. Этот материал огнеупорен и огнестоек, прочен и не проводит электрический ток. Само по себе сочетание естественных природных элементов–глины, воды и огня–уже вызывает доверие. Плитка безопасна для окружающей среды, так как высокотемпературная обработка уменьшает риск выделения вредных веществ. И, наконец, еще один немалый плюс: немногие промышленные изделия могут, как керамика, похвастаться тем, что полностью соответствуют мировым экологическим нормам и стандартам. Наиболее необходима плитка на кухне, прихожей и в санузле. Легкость уборки,гигиеничность, водостойкость делают этот материал оптимальным и практически незаменимым в этих помещениях. Многообразие цветов и видов плитки позволяет создавать уникальные интерьеры.

История культуры керамики для облицовки стен и покрытия полов уходит корнями в античный мир. Так, еще в Древнем Египте необработанные стены облицовывали внутри и снаружи глазурованным кирпичом или плиткой. В дельте Нила найдена стеновая плитка, служившая украшением дворца Рамзеса III. Изображения на глиняных элементах людей и зверей сверху были покрыты бирюзовой глазурью. В середине прошлого века в Германии в местечке Метлах было налажено производство по изготовлению плитки. Оно настолько зарекомендовало себя, что и сегодня керамическую плитку иногда называют «метлахской».

По структуре материала различают плитки тонкой и грубой керамики. Излом «тонкокерамических» плиток достаточно однороден и гладок, скол грубой керамики имеет крупнозернистое строение. Разумеется, браком это не считается, просто перед вами другой материал. Керамическая плитка может изготавливаться тремя способами: прессованием,литьем и экструдированием. «Под пресс» идет порошкообразная смесь глины с добавками с минимальным содержанием влаги не более 5–6%. Под высоким давлением эта смесь уплотняется и прессуется, в результате чего получается плитка с низкой пористостью. Прессованная плитка используется в основном для настилки полов. При производстве плитки литьем исходная сырьевая масса имеет консистенцию сметаны. «Сметану» разливают по формам (под размер плиток), высушивают и обжигают. Этим методом формовки довольно трудно получить плитки идеального качества, абсолютно одинаковой толщины. Наиболее прогрессивная технология на сегодняшний день – эструдирование. При формовке керамической плитки таким способом сырьевая масса «протягивается» через специальный «мундштук». Он вытягивает массу в «глиняную ленту», нарезаемую потом на плитки нужной длины. Ширина и толщина изделий определяется профилем мундштука. Поскольку вся партия проходит через один и тот же мундштук, то по внешнему виду они похожи друг на друга, как близнецы.

Плитка бывает облицовочная (настенная) и напольная. Напольная должна быть более прочной, поскольку в процессе эксплуатации по ней ходят. Поэтому ее делают толще (это относится и к самому телу плитки, и к слою глазури). Такая плитка, как правило, выпускается более крупных размеров (хотя это и необязательно). Облицовочная – тоньше и легче. И дешевле процентов на 15–20. Экономить и класть облицовочную плитку на пол ни в коем случае нельзя – сотрется за год. Обратный вариант (напольную–на стену) вполне возможен, только изза большего веса кафеля придется уделить больше внимания приклеиванию. Толщина стен при этом увеличится сантиметра на два, что для тесных помещений –существенная потеря.

Различается плитка и по форме. Самые распространенные варианты – квадрат и прямоугольник. Хотя бывают шести и восьмиугольники (в этом случае между большими плитками кладутся маленькие квадратные). Более сложные формы – «провансальская», «мавританская» – встречаются редко. Плиточники предпочитают добиваться разнообразия не формой, а схемой раскладки. Очень важный показатель для плитки – износоустойчивость. Физики для определения твердости пользуются специальной шкалой Мооса, которая в повседневной жизни не прижилась. Продавцы, расхваливая свой товар, пользуются более понятным: «прослужит не меньше 10 лет». Для любознательных сообщим, что, согласно европейским стандартам, прочность глазури для облицовочной плитки должна быть не более 5, для напольной – 4,5 единицы по Моосу. Другой ключевой показатель – водопоглощение, которое измеряется в процентах (максимальное количество впитываемой воды к массе сухой плитки). Если обратиться к евростандарту, то заметно, что к напольной плитке предъявляются более жесткие требования (не более 4,5%), чем к облицовочной (максимум 20%).

Производство плитки – это высокотемпературный обжиг. Здесь тоже возможны варианты – одни марки в сыром виде покрывают глазурью и потом обжигают. Другие сначала обжигают, затем наносят глазурь и обжигают еще раз, у третьих сортов этот процесс повторяется несколько раз. Увеличение количества обжигов и покрытий делает плитку дороже, зато выше становится ее влагостойкость и износоустойчивость. Глина, из которой изготавливается плитка, может быть красной или белой. Белая глина считается более качественной и прочной. Испанская фирма Porcelanosa является в своей сфере образцом для изготовителей керамики. Она выпускает плитку только из белой глины.

Технические характеристики и нормы для кафеля давно и подробно разрабатываются во многих странах мира. Существует несколько систем стандартов для керамической плитки. Самые известные из них – стандарты DIN (Германия), UPEG (Франция), BS (Великобритания), ASTM7ANSI (США), UNI EN (Италия). Имеется также российский стандарт: ГОСТ 6141791 (плитка для внутренней облицовки стен). Но наибольшее распространение и авторитет получили нормы UNI EN, разработанные Европейской комиссией стандартизации (СЕN) в Италии. Эти нормы действительны во всех странах Европы и принявших их неевропейских странах. Стандарты UNI EN при этом не имеют силы закона: допускается реализация керамических изделий, не удовлетворяющих их требованиям. Однако качество такой плитки справедливо можно поставить под сомнение, поэтому при выборе все же стоит предпочесть продукцию, имеющую знак качества UNI. Покупатель всю необходимую информацию о плитке может получить, взглянув на упаковку и выяснив значение размещенных на ней пиктограмм. Например, изображение ступни на черном фоне помещается на упаковках с напольной плиткой. Рисунок кисти руки соответствует плитке для стен. Снежинка обозначает морозоустойчивость. Ступня на заштрихованном фоне – повышенную износостойкость. Неоднократное повторение одного и тогоже значка говорит о высоком уровне того или иного показателя. В заключение разговора о свойствах плитки заметим: не стоит путать понятия «техническая характеристика» и «качество», иначе вы неизбежно потратите деньги впустую. Ведь совершенно необязательно укладывать пол в ванной плиткой с повышенной морозоустойчивостью или высокой износостойкостью. Ее место – в помещениях общественного назначения, торговых и выставочных залах. В жилом помещении, как правило, не нужна плитка выше III класса истираемости, если не считать прихожей. Качество керамической плитки оценивают визуально. Керамическая глазу7 рованная или неглазурованная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой, без трещин, сколов, инородных включений, выпуклостей или вогнутостей. Это можно проверить, приложив две плитки другк другу. Если просветов между ними нет – все нормально. У качественной продукции различия по длине и ширине плитки одной серии не должны превышать 1,5 мм, по толщине – 1 мм. Разница в толщине одной плитки не должна превышать 0,5 мм. Также нужно обращать внимание на то, чтобы стороны были ровными, а углы–прямыми. Наконец, абсолютно одинаковым должен быть цвет всей партии. Скользкость плитки лучше определить «опытным» путем (капнуть на нее воды и попробовать на ощупь).

Географически керамическую продукцию можно подразделить (условно) на два лагеря: европейских производителей и азиатских. В первой группе более качественная и потому более дорогая плитка из Испании, Италии, Франции и Чехии, во второй – изделия из Турции, Ирана, Эмиратов. Во всем мире лучшей считается плитка производства Великобритании и Испании. Английская плитка – очень дорогая Испанская плитка более демократична Плитка производства Италии по цене практически такая же, как и испанская. Многие потребители считают их примерно одинаковыми, но специалисты считают,что это не так. При покупке они действительно выглядят одинаково, но итальянская стирается гораздо быстрее. Наиболее популярны среди европейских производителей, несмотря на достаточно высокую цену, изделия фирм «AzTeka», «Ceramika Latina», «Efes Ceramik». Есть еще кафель родом из Чехии и Прибалтики. Лидером в группе азиатских производителей, безусловно, является Иран. Плитка иранского производства – сегодня товар самого массового спроса. Это и понятно – среди своих заграничных «собратьев» она самая доступная по цене. Однако приходится отметить, что и страна производитель–это не стопроцентная гарантия от брака. Дело в том, что на наш рынок в основном попадает плитка 27го и 37го сорта, поскольку она значительно дешевле по своей закупочной стоимости. Для сравнения: 1 квадратный метр итальянского кафеля 17го сорта в городе Дубаи стоит $30, тогда как 2–37й сорт – от $5 до $15 за то же количество. Правда, все различие между ними может заключаться лишь в незначительных крапинках или царапинах,которые порою и не разглядишь невооруженным глазом.Что касается российских производителей, то есть предприятия, которые пытаются наладить выпуск продукции мирового уровня, то чаще всего это совместное с испанцами или итальянцами производство.

При покупке отечественной плитки нужно быть очень внимательным. Грех наших предприятий – несоблюдение нормативов. Чаще всего это проявляется в разной толщине (иногда до 2–3 мм) и в оттенке. В нескольких упаковках из одной партии,даже если они куплены в одном магазине или на рыночном лотке, могут оказаться плитки разного цвета. Не всегда бордюр по толщине совпадает с самой плиткой. В пачке могут оказаться плитки с отбитыми уголками, при этом самих уголков нет. То есть плитка побилась не во время транспортировки, а еще на заводе, и ее упаковали в таком виде. При выборе цвета кафеля руководствоваться желательно не только веяниями моды,но и знаниями законов природы. Светлые тона способны зрительно увеличивать объем помещения, поэтому для малогабаритной квартиры лучше всего выбирать светлую плитку. Расположенные под прямым углом друг к другу одинаковые поверхности часто воспринимаются поразному. Поэтому абсолютно одинакового цвета стен и потолков достичь невозможно, даже отделав их материалом из одной партии. Еще более существенные изменения наблюдаются при освещении отделки разным светом. Так, голубая глазурь при освещении желтым светом лампы накаливания кажется зеленой. При покупке плитки отнюдь нелишне будет поинтересоваться у продавца, какой коэффициент у ее глазури. Если отражение совсем не желательно, то использовать лучше керамическую плитку с так называемой «матовой» глазурью. Нужно помнить также о том, что любое загрязнение менее заметно на темных и имеющих зернистую или хроматическую структуру поверхностях. Но на глянцевых плиточных покрытиях – особенно темного цвета – больше бросаются в глаза царапины и небольшие сколы. Капля воды, высохшая на глянцевой плитке,оставляет следы тем более заметные, чем темнее плитка. Так что ванная комната, облицованная кафелем под темный малахит или черный мрамор, – это, конечно, красиво. Но протирать придется ежедневно.