История появления керамической плитки

История появления керамической плитки

Пару десятилетий назад керамическая плитка в магазинах была либо бледно-голубого, либо бежевого оттенка. Она массово в промышленных масштабах производилась для внутреннего рынка и на экспорт в другие страны. Как правило, керамическая плитка применялась для облицовки стен в кухне или ванной комнате.

Теперь же выбор плитки огромен. Можно подобрать плитку на любой вкус и удовлетворить самые высокие требования к ее качеству. Кроме продукции отечественных заводов нашему покупателю стала доступна итальянская и испанская керамика, история которых насчитывает многие столетия.

Прародителем современной плитки можно считать мозаику. Первые ремесленники, использовавшие для отделки кусочки цветных камней и кирпичей, создавали узоры треугольной, круглой и полукруглой формы. Позже появились мозаичные орнаменты с изображением людей, животных, растений. Самые первые мозаичные орнаменты были обнаружены в Месопотамии на колонах храма Убаид. Они датируются второй половиной второго тысячелетия до нашей эры. Мозаичные орнаменты представляли собой геометрические узоры и были сложены из осколков цветных камней, раковин моллюсков и кусочков слоновой кости.

Первые образцы керамической плитки были найдены в Междуречье Тигра и Евфрата. По мнению исследователей первая плитка по размерам и форме напоминала мозаику, которая во втором и третьем тысячелетии до нашей эры использовалась для отделки храмов и дворцов знати. Однако от мозаики такая плитка отличалась целостным рисунком, изображённым на каждой плитке. По толщине она была немного тоньше небольшого кирпича. На лицевую сторону плитки наносился орнамент в виде узоров различной формы. Современная плитка в восточном стиле унаследовала немало общих с плиткой Междуречья тенденций в изготовлении орнамента, однако значение большинства символов безвозвратно утеряно.

Вавилонская керамика

 

 

Плитка, мозаика

Долгое время отделка в вавилонских храмах и дворцах выполнялась покрытым глазурью кирпичом — предшественником керамической плитки. Толщина глазури на таких кирпичах превышала 10 миллиметров, что придавало ей необычайную прочность. Применялась преимущественно бирюзовая и светло-зелёная глазурь, которая наносилась на рисунок. В Вавилоне популярными были рисунки, стилизовавшие растения, животных, геометрические фигуры.

Однако керамическая плитка в том виде, в каком её знаем мы, появилась только в эпоху Ахеменидов — древнеперсидской династии, самым известным представителем которой был Дарий III, наголову разбитый Александром Македонским. В древнеиранских городах Сузе и Персеполе была найдена керамическая плитка размером 15х15 см и толщиной 10 мм. С III века до н. э. по VIII век н. э. монополия на изготовление керамической плитки принадлежала древнеиранским государствам.

Там же - в Междуречье Тигра и Евфрата было найдено первое подобие керамической плитки. Она хоть и напоминала по размерам мозаику, но от мозаики ее отличал отельный рисунок, размещенный в пределах одной плитки. По толщине такая плитка была несколько сантиметров. На лицевую сторону плитки наносили символичный для месопотамских мастеров орнамент из элементов круглой, полукруглой и треугольной формы. Треугольник символизировал небесные созвездия, элементы круглой и полукруглой формы - солнце. Большинство этих элементов повторяет современная плитка в восточном стиле.

В Древнем Вавилоне были сформированы ключевые моменты в изготовлении керамической плитки. В вавилонских храмах при облицовке стен долгое время использовались глазурованные кирпичи. По сути, они являются прародителями современной керамической плитки. Обычно при их изготовлении применялась светло-зеленая или бирюзовая лазурь толщиной более 10 мм, что делало ее чрезвычайно прочной. Наиболее популярными были стилизированные растительные узоры (особенно лилии), изображения животных, геометрических фигур. Также широко применялась плоская (иконная) техника рисования людей. Обожженные и глазурованные кирпичи были важным этапом в развитии плиточной техники. Известные «Бессмертные солдаты» из Персеполя выложены из кирпичей, которые сделаны из обожженной земли и гипса, и покрыты глазурью.

Однако керамическая плитка привычного нам вида появилась лишь в эпоху Ахеменидов - одной из самых известных древнеперсидских династий. Дарий I, разбитый Александром Македонским, принадлежал именно к ней. В таких древнеиранских городах как Сузы и Персеполь была обнаружена керамическая плитка размером 15х15 см и толщиной  в 1 см. Она уже была очень похожа на современную керамическую плитку.

Наивысшего уровня красоты и совершенства плиточное искусство достигло в конце периода Ильханидов и в начале периода Тимуридов. В те времена появился мозаичный стиль «морак». Плитка, сделанная с помощью этой техники, была невероятно прочной и долговечной. Разноцветные плиточные панели резались на небольшие кусочки согласно заранее определенному узору. Затем эти кусочки складывались вместе как можно ближе друг к другу, а пустоты между ними заполнялись жидким гипсом. После того, как гипс затвердевал, полученный кусок плиточной панели крепился на стену здания с помощью штукатурки.

Однако в более поздний период экономические и политические причины привели к возникновению новой технологии создания плиточных узоров. Появилась плитка «Семь цветов». Она была более дешевая в производстве, процесс ее изготовления занимал меньшее время, она позволяла мастерам создавать более сложные узоры и рисунки.

Плитки квадратной формы складывались рядом. Сверху на них цветными глазурями наносили необходимый рисунок. Плитки обжигались. Затем они снова собирались вместе в исходном порядке, образуя сложный узор.

Восточная плитка

Восточная плитка.

Возможно, из-за норм мусульманского права (шариат), которые отказываются от изображения религиозных святынь в пользу более абстрактных и универсальных представлений о божественном, многие считают, что декоративная плитка достигла своего зенита на Востоке. Замки, общественные здания, мечети обильно украшены густыми, нередко повсеместными мозаиками и фресками удивительной сложности. Благодаря влиянию и распространению ислама в Средние века эта традиция нашла выражение в садах и двориках Малаги в Испании и витражах из Англии.

Еще одним важным методом отделки плиткой был люстр. Панели из люстровой плитки были в форме квадрата, прямоугольника, шестиугольника, восьмиугольника и т.п. Они украшались изображениями людей, животных, традиционными геометрическими узорами, религиозными надписями.

 

Надписи на плитке - мокили

Разнообразный дизайн, сделанный в этой технике, включал в себя большие надписи, известные как “мокили”, которые главным образом находились в религиозных зданиях, таких как мечеть Джаме (XIV век) и мечеть Хакима (1656 г.) в Исфахане.
Восточная плитка, кашан
В VIII- X веках нашей эры большинство этих надписей составляли  пословицы, поговорки, пожелания, афоризмы, имена религиозных личностей  и просьбы к Аллаху о помощи. Они были сделаны декоративным, простым  или прерывистым шрифтом куфи. Надписи делались также на посуде, например, на керамической посуде из Нейшабура были найдены стихи.
В XIII - XIV веках керамическая посуда и плитки были отделаны очень разнообразными по форме надписями. Наиболее популярными были формованные украшения и надписи с пожеланиями счастья, добра, хорошего здоровья, просьбы, пожеланиями победы, поговорки, стихи и имя Аллаха. Этот тип посуды производили мастерские в Кашане, Рэе и Горгане.
Прерывистый шрифт талик стал популярным в XI-XIV веках. Этот шрифт использовался в люстре и под глазурованным рисунком, и содержал отдельные строки или стихи таких поэтов как Фердоуси, Хафиз, Молана и Баба Афзали Кашани. Более того, у ремесленников Хорезмского и Ильханидского периодов стало популярным добавлять дату изготовления и имя мастера. Самые старые датированные плитки относятся к 1203 году н.э. Панельные плитки этих периодов имели чаще всего форму квадрата, лотоса, звезды и многоугольную форму и собирались вместе для создания панели.
В период Сафавидов использовались шрифты насх и сульс. Найдены работы известных каллиграфов, таких как Алиреза Аббаси, Мохаммад Салех Исфахани, Мохаммад Реза Имами и Хусейн Банна.

Следует упомянуть, что секреты производства и техники работы с плиткой тщательно охранялись и устно передавались от отца к сыну и от мастера к ученику. Поэтому так редко встречаются описания узоров, рисунков и технические деталей в документах и существует лишь несколько полных исследований по истории искусства иранской плитки.

Начиная с III века до н. э. и по VIII века н.э. за древнеиранскими государствами закрепилась монополия про изготовлению керамической плитки.

Сейчас, зайдя в магазин, вы уведете там испанскую, итальянскую, русскую или китайскую плитку. Но точно не найдете иранской. Традиции создания уникальной плитки затерялись в веках. Технологии работы с плиткой тщательно береглись древними мастерами от посторонних. Свои знания и умения отец передавал сыну, мастер - ученику. Поэтому так трудно найти описания узоров, рисунков и методик производства иранской плитки.